Найти тему
ГОЛОС ТУРЦИИ

По одежке встречают? Как менялась турецкая мода со времен Османской империи

Оглавление

Мода уже давно является окончательным индикатором статуса и индивидуальности. Для Османской империи и Турции законы когда-то регулировали стили людей с пятнадцатого века до ранних стадий республики.

Как гласит анекдот, известный туркам, однажды Ходжа Насреддин был приглашён на свадьбу. Не успев переодеться, он пришёл в своей обычной, не праздничной одежде. Но на свадьбе никто не обратил внимания на Ходжу, одетого весьма просто. Всё внимание привлекали к себе гости, разодетые в дорогие одежды. Ходжа быстро побежал домой, вытащил из сундука дорогую шубу и вернулся на ужин. Те, кто ещё недавно, даже не посчитали нужным поприветствовать его, теперь кланялись ему в пол, стараясь усадить его на самое почётное место и угостить самыми лучшими блюдами. Все ожидали, когда Ходжа приступит к трапезе. Но, вдруг, Ходжа Насреддин стал трясти рукавом своей шубы, приблизив его к еде и приговаривая : «Кушай, шуба, кушай». Удивлённый увиденной картиной хозяин дома поинтересовался у Ходжи, что всё это значит ? На что последний сказал : «Когда на мне не было шубы, никто не интересовался мной. Она привлекла к себе внимание, пусть она и ест! ». Как подчеркивает эта странная история, одежда была и остается маркером социального, культурного и финансового положения в турецком обществе.

Ходжа Насреддин
Ходжа Насреддин

Для Османской империи и Турецкой Республики одежда регулировалась государством, и законы менялись с каждым периодом. Первый из законов об одежде был принят после того, как Мехмет II покорил Стамбул. Законодательство об одежде определило дресс-код каждого члена общества таким образом, чтобы носить соответствующую одежду было способом реализации своей личности. Например, в указе 1580 года указывалось, что темно-синий и черный являются исключительными для немусульман, тогда как мусульманское население должно было носить желтую и зеленую одежду.

Мехмет II
Мехмет II
Хюррем Султан Великолепный век
Хюррем Султан Великолепный век

Несмотря на это, стиль одежды Османской империи был почти одинаковым для всех членов общества. Типичное османское платье состояло из чакшыра (брюк), гомлека (рубашки), пояса, кафтана (длинного официального халата), шубы и головных уборов, которые различались в зависимости от статуса и рода занятий. Кроме того, выходя на улицу, женщины носили пальто, называемое ферас, и покрывали голову и лицо вуалью, которая называлась яшмак . Эти слои одежды долгое время предпочитались по своим функциональным возможностям, но позже количество и качество слоев стали обозначать богатство и более высокий статус.

-4

Османская мода достигла своего пика во времена правления Сулеймана I, поскольку Османская империя приобретала огромную экономическую и политическую власть. Высококачественные ткани, такие как парча, бархат и кашемир, были сотканы с помощью золотых или серебряных нитей. Из них сделали самые удивительные кафтаны для султана. В страну вошли ткани из Китая, Индии, Италии и Ирана, и спрос на новую одежду был огромным. Опасаясь, что спрос на роскошь вызовет у людей страдания, султан издал указ, согласно которому люди должны продолжать использовать традиционные формы и выбирать ткани, подходящие для каждого соответствующего ранга. Таким образом, одежда способствовала некоторому контролю, чтобы поддерживать иерархию и социальную структуру.

Сулейман I
Сулейман I

Такие сложные закономерности не проходили без некоторого сопротивления. Свободу в выборе одежды люди получили начиная с восемнадцатого века. Хотя Османская империя боролась с экономической и политической стабильностью в Эпоху тюльпанов, суд привлекал внимание своим гламурным образом жизни. Торговые ложи контролировали разумное количество власти, так как некоторые люди начали носить мех высокого качества, чтобы установить свою власть. С этой растущей расточительностью среднего класса Абдулхамид I наложил определенные ограничения на излишнюю одежду, потребовав более скромной одежды. Со временем мода также стала экономической проблемой, побуждая Селима III издавать указы, требующие использования местной ткани.

Одежда из региона Бурсы, 1872 г., /Свадебная фотография из современной семьи, 1926
Одежда из региона Бурсы, 1872 г., /Свадебная фотография из современной семьи, 1926

Одежда символизировала и продемонстрировала сдвиг в обществе в Османской империи. Во второй половине правления Махмуда II Османская империя претерпела ряд радикальных изменений, которые глубоко потрясли общественную жизнь. В 1826 году янычары были разогнаны и была сформирована новая армия. С новой армией была введена новая военная форма, отражающая западноевропейский стиль. Независимо от ранга, государственные чиновники должны были носить Istanbulin (длинный черный пиджак и брюки). Окончательный маркер Османской империи - феска, стала официальным головным убором в этот период. Хотя закон требовал простой фески, в этой многонациональной империи сохранялось общественное стремление выразить свою личность через одежду. Турецкие рабочие носили феску с йеменской , традиционной тканью, обернутой вокруг нее, в то время как армянские и курдские торговцы выбирали другие цвета.

С промышленной революцией и развитием швейных машин турецкая одежда отошла от своих традиционных корней. Новые модели были взяты из европейских модных журналов. Позже, падение Османской империи с Первой мировой войны имело огромное влияние, особенно с женской одеждой. Включение женщин в социальную и экономическую жизнь повлияло на правила одежды в пользу западных стилей.

С созданием республики в 1923 году в Турции произошли радикальные изменения во всех сферах общественной жизни, а также в моде. Европейские стандарты были взяты в качестве модели для нового взгляда на Турцию. Чтобы отразить вновь основанную демократию, в 1925 году вступил в силу новый свод законов об одежде. Религиозная одежда, такая как кавук (религиозный головной убор) и абая (платье во всю длину, которое носят мусульманские женщины), была запрещена для всех, кроме религиозных должностных лиц. Шляпа заменила феску и платок.

Нация, которая на протяжении веков была разделена с точки зрения одежды, стандартизированной одежды для всех слоев общества, имела решающее значение для нового демократического режима. Это была попытка стереть непопулярный образ османской одежды, которая стала костюмом, отражающим отсталость. Хотя все не приветствовали перемены, Ататюрк и его сторонники продолжали поощрять европейский наряд и образ жизни. Вестернизация была синонимом идеи процветания Турции. В короткие сроки в программу были включены занятия по западному образу жизни. Ататюрк даже путешествовал по стране, чтобы представить шляпу и новую турецкую одежду.

1920 гг  Турция
1920 гг Турция

После 1960-х годов в Турции доминировала швейная промышленность. Поскольку турецкое платье было европейским по форме, традиционные дизайны и узоры нашли свое место в новой эре турецкой моды на таких предприятиях, как текстильные фабрики Sümerbank. Сегодня многие факторы определяют турецкую одежду. Тем не менее, качество ткани и выбор стиля многое говорят о культурном происхождении, профессии и религии. Одна из неизменных тенденций, слияние западноевропейской и турецкой моды можно наблюдать в коллекциях некоторых современных дизайнеров, таких как Aslı Filinta, Cemil İpekçi и Rıfat Özbek.

Aslı Filinta коллекция 2016
Aslı Filinta коллекция 2016

Спасибо за интерес к моей статье:)

Напишите в комментариях, нравится ли вам история Османской империи и Турции?

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайк и до новых встреч !