Наличие проблем в общении с детьми и сложности вербального и невербального характера – основные симптомы хронического заболевания под названием "аутизм" (РАС). Большинство родителей, имеющих больных малышей, задумываются о том, чтобы устроить ребенка в школу с возможностью общения с такими же как он сверстниками. При этом они сталкиваются с большим количеством проблем, после чего некоторые из них перестают верить в положительный исход дела. Примеров этому немало, подтверждением чему служат многочисленные жалобы родителей. Вместе с тем в новостных лентах все чаще появляется информация, где сообщается, что в школах России организуются классы для совместного обучения болеющих РАС детей.
Особенности обучения
Для описания процесса обучения детей с особенностями развития потребовалось ввести в употребление следующие профессиональные понятия:
- эксклюзия – ситуация, когда ребенок лишен возможности обучаться в группе и ему приходится заниматься дома;
- сегрегация – это когда он проходит курс обучения в коллективе сверстников с такими же особенностями развития в специальных детских заведениях;
- интеграция – пребывание детей в отдельной зоне (классе, например) в обычной школе, где общение детей ограничено. Она обычно не связана с общеобразовательными процессами и сопровождается постоянным присмотром со стороны взрослых;
- инклюзия – состояние, когда нездоровый ребенок постепенно вливается в сообщество окружающих его одноклассников и взрослых учителей благодаря правильно построенной программе обучения.
В условиях ограниченной зрелости общества и недостатков существующей системы образования (недостаточности финансирования, в частности) особого внимания заслуживает последнее из этих понятий. В сложившейся ситуации этот вариант общения выглядит более приемлемым.
Задачи инклюзии
По мнению специалистов, основная задача инклюзии заключается в том, чтобы спустя определенный промежуток времени, проведенный среди сверстников, ребенок почувствовал себя полноценным членом коллектива. Благодаря этому он приобретает способность самостоятельно обучаться и налаживать взаимоотношения с одноклассниками. Огромное значение в этих условиях придается профессионализму педагогов, способных гибко подходить к решению поставленных перед ними задач. От их опыта и умения наладить эффективное взаимодействие учеников с окружающим коллективом во многом зависит успех совместного обучения в условиях ресурсной зоны (инклюзии).
Важно! Основная задача такого подхода – создать для учеников, а также для учителей и их помощников условия, облегчающие, по возможности, достижение поставленных целей.
Для этого применяются всевозможные приемы, включая организацию многосторонних диалогов. В них, помимо администрации должны принимать участие педагоги, а также специалисты, имеющие опыт работы в ресурсной зоне.
Порядок оборудования класса
Не существует каких-либо однозначных рекомендаций по решению этого вопроса. При обустройстве ресурсного класса, в первую очередь, учитываются возможности используемого помещения. Его рекомендуется разбить на несколько отдельных зон, оснащаемых тем или иным комплектом оборудования. Что именно должно располагаться в них – зависит от программы обучения и размеров комнат, количества и специфики психики учеников, а также от состава преподавательского коллектива.
Типовое зональное разбиение выглядит так:
- Отдельное место для занятий.
- Зона для организации сенсорной разгрузки.
- Рабочий сектор учителя.
Обратите внимание: Допускается объединение некоторых из этих зон по функциональным признакам.
В отдельных случаях организаторы могут отказаться от одной из них, но для эффективного обучения предпочтителен именно приведенный выше вариант.
Зона занятий
В этом секторе размещаются парты особой конструкции, позволяющие заниматься совместно с педагогом, не отвлекаясь на любые посторонние раздражители. Иногда при разработке таких зон устроители заказывают дополнительную приставную тумбу, в которой предполагается хранить личные вещи (пособия и другие материалы). Помимо этого, предполагается наличие в классной комнате своеобразной «картотеки» средств, используемых для альтернативных способов общения.
Некоторые обучающиеся не в состоянии находиться за партой, что вынуждает принимать кажущиеся необычными решения. Одно из них – специальные конторки, позволяющие детям работать стоя. Другой вариант – подушки со столешницей для занятий в положении "сидя" с размещением обучающих материалов на коленках.
Места для сенсорной разгрузки и для педагогов
Каждому ученику предоставляется возможность отдохнуть от занятий и долгого сидения за партой. Это означает, что в классе обязательно наличие сенсорной зоны или зоны релаксации. Нахождение в ней обычно представляется своеобразным "призом" за хорошо выполненное задание и выглядит как мотивация будущих успехов (на усмотрение педагога). В зоне отдыха и расслабления размещаются гамаки, батуты, сухие бассейны, а также сенсорные туннели и т.п.
В рабочей зоне учителя располагается оборудование, установленное с учетом потребностей педагога по согласованию с администрацией школы. Это:
- Специальная оргтехника.
- Мебель особой конструкции.
- Приспособления, облегчающие самостоятельное изготовления учебных принадлежностей.
Не следует забывать о материалах и учебных пособиях, наличие которых в классе обязательно. Для педагогов и учеников потребуется специальная литература, ассортимент которой должен постоянно расширяться. Для этого могут использоваться старые книги, незаслуженно забытые и заброшенные на полках. Они нередко оказываются полезными при обучении детей с особенностями развития. Это могут быть издания типа "виммельбухов", а также различные социальные истории.
Учебное и игровое обеспечение
К этой категории обучающих средств относятся:
- Дидактические заготовки.
- Пазлы.
- Игры для улучшения моторики.
- Музыкальные и логические игрушки.
- Сюжетные игры и многие другие вещи.
Перечисленное специальное оснащение, несмотря на его относительную дороговизну, позволяет расширить потенциал обучения (с учетом грамотного использовании программного обеспечения).
Визуальные материалы и средства альтернативной коммуникации
При выборе визуальных материалов учитываются индивидуальные особенности обучающихся и их наклонности (кому-то они могут вообще не потребоваться). Однако специалисты рекомендуют иметь в классе хотя бы необходимый их минимум. Помимо этого, для каждого обучающего подразделения потребуется создать индивидуальный комплект средств альтернативной коммуникации.
Они должны касаться именно этого класса и включать в себя фото учителя, например, или снимки одноклассников, здания школы, прилегающей к ней местности и т. п.). Наличие визуальных стимулов существенно упрощает работу с учениками, имеющими сложности с коммуникацией. С примерами этих средств каждый желающий может ознакомиться на страничках Интернет, где они приводятся в достаточном количестве.
Каталог товаров для инклюзивного обучения ЗДЕСЬ
По любым вопросам звоните:
☎ +7 (926) 728-80-92
☎ +7 (977) 335-61-96
Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал!
Интернет-магазин ЧиЧиКо (ООО "Развитие") - комплектация и оснащение детских садов и школ (ДОУ) игрушками и оборудованием по ФГОС РФ, в том числе для детей с ограниченными возможностями.
Подбор оборудования под индивидуальные потребности и бюджет. Мы работаем как с физическими, так и с юридическими лицами, в том числе и с бюджетными организациями.