Найти тему
Я хожу в библиотеку

Монстры вечно приходят из глубины

Сборник Браннера «Эра чудес», о котором я уже писал, заканчивается романом «Чудовище из Атлантики». Книга написана в 1960 году и у меня вызывала отдельные, скорее далёкие, ассоциации с книгами Лавкрафта и «Противостоянием» Стивена Кинга. Лавкрафтовские нотки видимо имеют под собой основание. Скорее всего, Браннер любил эти произведения. Не случайно, он был приглашён в 1992 году в межавторский цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения». В книгу «Некрономикон: избранные рассказы и очерки о богохульном фолианте безумного араба» вошёл рассказ Браннера «Относительно предстоящего дешевого перевода "Некрономикона" Абдула Аль-Хазреда в мягкой обложке». Понять можно. Кто из прочитавших Лавкрафта не мечтал написать свой «Некрономикон» или хотя бы о нём.

Браннер хорош тем, что при внешней простоте, где-то даже наивности, он вызывает многочисленные ассоциации, подсовывает нам новые знания, побуждает поискать информацию в научно-популярных источниках.

Обложка первого издания 1960 года
Обложка первого издания 1960 года

Начинается книга с момента, происходящего в стародавние времена. Правитель со своими подданными бежит от природных катаклизмов. Правитель жесток, его народ ему безоговорочно послушен. Они жизнь свою отдают не глядя. Здесь вспоминаются и тираны древнего Востока, и приходят мысли о легендарной Атлантиде. Но, автор до поры до времени не раскрывает природу властелина. Не говорит, что это – монстр-пришелец.

Обложка издания 1976 года
Обложка издания 1976 года

И действие основного произведения начинается уже в наше время. Батискафы, глубоководные погружения, биология больших глубин и подводная археология.

На борту батискафа трое: Мэри, Питер и Люк. Акванавты открыто плавают в море, когда происходит обвал и пропадает Люк. Питер пытается его найти, но тут он натыкается на открывшийся при обвале древний затонувший город. Вот она Атлантида? Время проходит, Люк не найден. Скорее всего, он погиб, так как должен был закончиться воздух в баллонах.

Обложка немецкого издания 1973 года
Обложка немецкого издания 1973 года

Мэри и Питер переживают, что не смогли спасти коллегу, но открытие подводного города притупляет чувство вины и горечь утраты. В район исследований прибывают глубоководные батискафы других стран, в том числе и русский батискаф. При одном из последующих погружений под водой находят Люка. Живого и здорового! Его поднимают на борт исследовательского судна, кладут в лазарет. К удивлению всех он вполне здоров. Люк не помнит, как он выжил, как в его баллонах сохранился кислород. Помнит, что потерял сознание. В общем, нам это известно: «Потерял сознание. Очнулся – гипс».

А под водой находят не только затонувший город, но и дохлое чудовище.

И никто не знает, что ещё одно такое выжило в подводных пещерах рядом. Это оно спасло Люка, чтобы сделать его своим инструментом для завоевания мира.

Обложка итальянского издания 1971 года. Особенно мне нравится монстр, залезающий на корабль. В романе монстр не такой, но художник так видел.
Обложка итальянского издания 1971 года. Особенно мне нравится монстр, залезающий на корабль. В романе монстр не такой, но художник так видел.

Книга хороша для подростков. Там много такого, что нравится в молодости. Помните, как в молодости, в «Ералаше»? «А он ему бац по кумполу. А тот ему по чайнику!».

А это тоже итальянское издание, но уже 1990 года
А это тоже итальянское издание, но уже 1990 года

Человечество вступит в битву с монстром. Победит ли? Читайте. Героям будет трудно. Дойдёт до применения ядерного оружия. Но, чем чёрт не шутит, вдруг и в этот раз цивилизация выживет?

О Браннере читайте здесь

О романе "Эра чудес"

Роман "Звёздное убежище"

Роман "Бесчисленные времена"