Воздействие музыки
Человек воспринимает музыку эмоциональной сферой. Она ему нравится или не нравится, раздражает или расслабляет, воодушевляет или успокаивает. Мы не слушаем какую-либо композицию исходя из логических соображений. Разная музыка имеет разное воздействие на людей. Музыка может пробудить воспоминания, создать нужную атмосферу и даже имеет терапевтическое воздействие.
Когда-то мне рассказывали про эксперимент (не помню названия), где испытуемым нужно было нарисовать картины под музыку и попытаться в рисунке передать смысл, который заложен композитором. Содержание картин оказалось примерно одинаковым. А это значит, что человек чувствует то, что хочет передать композитор. Соответственно, можно сказать, что ни одна прослушиваемая композиция не выбирается просто так.
Когда родители беспокоятся о том, что слушают их дети, они не принимают во внимание потребности, которые их отпрыск пытается удовлетворить. Пользу прослушивания классической музыки никто не оспаривает, но мало найдется подростков , которые слушать ее сознательно. Ребята выбирают то, что соответствует времени, моде, ситуации в стране, предпочтениям сверстников или сугубо личным потребностям. Одно можно сказать точно – если ваш ребенок сейчас слушает то, что слушает, значит это ему нужно.
Защитная стена
Современные подростки, практически 24 часа в сутки проводят в наушниках. Они даже друг с другом общаются, освобождая только одно ухо от наушника. На улице, в транспорте, на уроках, а также дома, на пляже, занимаясь спортом – они все время слушают музыку. Для родителей этот феномен непонятен и поэтому сильно раздражает.
Подростковый возраст – возраст перерождения. В этот период, ребёнок как бы умирает и рождается не очень взрослый взрослый. От этого мы, иногда, не узнаем своих детей. Уж больно они отличаются от тех, кого мы привыкли видеть с собой каждый день. Как и любому живому существу, подростку, нужна защита и эту защиту обеспечивает его психика. Он саботирует, обесценивает, игнорирует, агрессирует на внешний мир для того, чтобы его нежная, ранимая, неокрепшая личность выжила.
В подростковом возрасте уровень тревоги зашкаливает. Это связано с гормонами, заниженной самооценкой (которая, нередко, завуалирована высокомерием), изменением внешности, школьной нагрузкой и давлением учителей, с подрывом родительского авторитета (что, без сомнения, является очень нужным и важным для взросления), конфликтами с ровесниками, любовными переживаниями. Контроль над собственными действиями в пубертате снижен физиологически, и ребята сами от этого страдают. Они грубят, совершают глупости, "наступают на одни и те же грабли", но ничего не могут с собой поделать. Очень сложно самостоятельно справляться с тем потоком чувств, который обрушивается при взаимодействии с внешним миром. На самом деле, при всей видимой крутости, подростки бояться абсолютно всего и для защиты самих себя от внешнего мира, им нужно отрешиться и воздвигнуть невидимую стену, в чем очень помогает музыка.
Удовольствие
Совершенно не секрет, что люди получают удовольствие от хорошей музыки. Его ложно описать словами, но это наслаждение трудно сравнить с каким-либо другим. Именно в подростковом возрасте, многие выдающиеся музыканты написали свои первые произведения. Этот возраст настолько богат сильными эмоциями, что их просто невозможно не выражать. Подросток сам себя лечит прослушиванием, сочинением, исполнением композиций. А взрослые часто забывают или недооценивают такой вид поддержки и самопомощи.
Если человек способен получать удовольствие от музыки – значит, жизнь в нем еще присутствует, а значит, он способен на любовь. Музыка это универсальный язык, который можно понять, только если прислушиваться к себе. К чему вас и призываю.
А закончить статью хотелось бы словами выдающегося педагога В.А. Сухомлинского:
"Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценного умственного развития".