Найти тему
ЧиЧиКо

Cистема альтернативной коммуникации карточки PECS

Оглавление

Логические цепочки карточки PECS
Логические цепочки карточки PECS

PECS (Picture Exchange Communication System) — система, направленная на обучение навыкам коммуникации. Использование этой системы подразумевает использование карточек с изображениями и шести этапов, которые основаны на науке о вербальном поведении. Обучение различным навыкам с помощью использования карточек позволяет успешно моделировать устную речь и поощрять ее дальнейшее развитие.

Для кого подходит использование PECS

Использование PECS подходит для пациентов различных возрастов, у которых имеются когнитивные нарушения, нуждающиеся в коррекции.

Первым условием успешного проведения обучения является наличие преднамеренной коммуникации — ребенок должен понимать наличие самой потребности в коммуникации различной информации собеседнику, пусть даже в очень ограниченной форме.

К примеру, если ребенок ведет другого человека к предмету, на котором в данный момент сконцентрировано его внимание, то у этого действия есть основания преднамеренной коммуникации. Если малыш, действия которого направлены на получение желаемого, не обращается к взрослому и не ищет с ним контакта, то перед использованием PECS для его обучения необходимо использовать другой подход, поскольку в такой ситуации преднамеренная коммуникация отсутствует.

Дети, для обучения которых используются карточки, не обязательно должны иметь способность различать картинки. Если же у них есть подобные навыки, то это может значительно ускорить процесс усвоения особенностей преднамеренной коммуникации.

Несмотря на то, что стратегия использования карточек направлена на работу с невербальными людьми, она также может использоваться для обучения детей с нечленораздельной речью, эхолалией и очень ограниченным набором слов и жестов. Перед началом использования карточек нужно детально разработать программу работы с ребенком, которая будет учитывать и сильные, и слабые стороны при освоении новой методики коммуникации.

расписание уроков карточки PECS
расписание уроков карточки PECS

Как правильно использовать PECS

Консультанты магазина ЧиЧиКо могут ответить на вопросы о том, как правильно начинать роботу с ребенком или какие карточки лучше всего использовать в первую очередь. Но для начала вы можете ознакомиться с подробным алгоритмом использования PECS.

  • Желание работать с ребенком, определение цели и целенаправленное движение к ней — условия, которые должны появиться перед началом обучения. Если не поспособствовать зарождению интереса у ребенка, не поддерживать его внимание и не уделять достаточно времени занятиям, то прогресс от использования коммуникативных карточек будет отсутствовать или проявит себя крайне незначительно. Система PECS является лишь инструментом, который обретает свою силу только при его регулярном использовании. В качестве цели можно использовать снижение тревожности, обучение пониманию структуры общения, приветствию, последовательностей быта и т.д.
  • Второй шаг включает в себя знакомство с карточками и системой их крепления. Для этого лучше всего использовать комплекс «для расписания». Даже ребенку с нормальными вербальными навыками может потребоваться время, чтобы привыкнуть новому и усвоить правила. Расписание идеально подходит для первого знакомства, так как оно позволяет просто рассматривать карточки вместе с малышом, создавая своеобразную беседу, выстраивая последовательность задач, обсуждая их содержание и предоставляя ребенку возможность самому приклеивать карточку. К примеру, можно создавать ситуации, которые будут обучать его к использованию PECS. При походе в бассейн можно брать соответствующее изображение и, показывая ее, говорить «вот, смотри, сейчас мы будем плавать и вот эта карточка». Можно во время знакомства карточки с фруктами использовать реальные плоды или делать так же с игрушками. Раскладывание картинок, их постепенное изучение и разговор помогут ребенку постепенно адаптироваться. Не нужно приступать к выполнению каких-либо упражнений, если вы ощущаете, что что-то идет не так. Поэтому для начала нужно убедиться, что малыш способен отождествлять изображения с реальными предметами.
  • Во время первых занятий лучше всего использовать карточки, на которых что-то очень любимое. Для этого могут подойти различные игры, персонажи мультфильмов, еда, напитки. Это должно быть то, что обязательно вызовет у ребенка желание заполучить предмет, которого нет в постоянном доступе. Лучше всего заранее продумать ход игры, которая будет включать обмен карточки на желаемое. Для более эффективного проведения этой коммуникации можно ознакомиться с книгой Лори А. Фрост и Энди Бонди.
  • На первых этапах использования PECS нужно закреплять саму суть общения, которая подразумевает обмен. Во время разговора происходит обмен информацией и получение ответной реакции на нее. Карточка, которая находится в руках у ребенка, является альтернативой слову. И на него он тоже получает ответ собеседника, реакцию и какое-либо последующее действие. Именно обменную конструкцию и нужно поощрять, положительно подкрепляя. Карточки являются поводом для общения. Поэтому во время их использования нужно разговаривать с ребенка, ждать его реакцию и ответ. Использование простых пособий позволит ребенку научиться самостоятельно выполнять бытовые дела, обучаться диалогу с окружающими, реагировать на обращения и т.д.
  • Сюжет для игры также можно создать с помощью выполнения обязанностей и домашних дел. Это помогает ребенку научаться проявлять инициативу. Для получения более детальной информации об использовании PECS стоит ознакомиться с первоисточником — книга Лори А. Фрост и Энди Бонди.

PECS может использоваться для некоторых людей, имеющих расстройства аутистического спектра. Эта система поможет им обрести более эффективную коммуникацию. Для эффективной организации учебного процесса нужно использовать программу, которая будет учитывать, дополнять и отражать потребности конкретного ребенка, работа с которым направлена на осваивание коммуникации.

Заказать карточки PECS можно ЗДЕСЬ

Остались вопросы? Звоните:

☎ +7 (926) 728-80-92
☎ +7 (977) 335-61-96

Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал!

Интернет-магазин ЧиЧиКо (ООО "Развитие") - комплектация и оснащение детских садов и школ (ДОУ) игрушками и оборудованием по ФГОС РФ, в том числе для детей с ограниченными возможностями.

Подбор оборудования под индивидуальные потребности и бюджет. Мы работаем как с физическими, так и с юридическими лицами, в том числе и с бюджетными организациями.