Виктория Савицкая
Пандемия стала новой точкой роста для системы образования, как школьной, так и системы дополнительного образования в НКО.
О том, как меняются форматы работы общественных организаций, мы поговорили с руководителем Образовательного центра некоммерческой организации «Центр равных возможностей для детей-сирот «Вверх» Юлией Наумовой.
— Уже более 20 лет мы работаем с воспитанниками и выпускниками детских домов, коррекционных и психоневрологических интернатов, помогаем получить образование, социализироваться в обществе, найти работу и свое призвание.
Наш Центр занимается социализацией через образование, то есть на наших занятиях мы не только восполняем пробелы в знаниях, но и много общаемся о жизни, о ценностях, о мотивации, важности образования и возможности выбора. Такие беседы просто необходимы, потому что у наших ребят другая ситуация: им никто не подсовывает интересные книжки, не решает ежедневных проблем, как в обычных семьях с родителями, бабушками и дедушками. Но у них есть мы: учителя, кураторы, волонтеры, которые всегда готовы выслушать и помочь.
Обычно наши занятия проходят очно в Центре, кроме занятий проекта «Дистанционное образование». Но в новых обстоятельствах мы полностью перешли на «дистант». Занятия проходят в программах для проведения удаленных конференций, в основном в зуме или в скайпе. Ну, а если студент проживает в ПНИ и не имеет возможности подключаться к занятиям через приложения, то в таком случае педагоги работают с ним индивидуально, связываются в мессенджерах, созваниваются по телефону. Мы стараемся сохранять привычные для ребят объемы работы, чтобы они не выпадали из процесса. Это относится и к внеклассным мероприятиям.
В онлайн-формате продолжают работу литературный и киноклуб. Киноклуб, кстати, поддерживается Департаментом труда и соцзащиты, в этом году мы получили грант «Москва – добрый город». Еще есть проект «МасломВверх», где ребята учатся готовить полезные и вкусные завтраки. Сейчас он переехал в формат прямых трансляций в Instagram. Также онлайн мы проводим занятия йогой, физические разминки. В дистанционном формате учителя ведут клубы — английский и исторический. Сейчас вот ищем спикеров для проекта «Наука на ухо».
— А как организуется такая масштабная работа онлайн? Оффлайн в Центре работают педагоги, дежурные группы, администраторы. Как быть на дистанции?
— Мы создали телеграмм-канал и чат. Точнее создали мы его намного раньше, но активно он заработал именно сейчас. На канале мы пишем официальную информацию, например, расписание занятий и дополнительных активностей. Чат – место выхода энергии и место для общения, которого нам сейчас может сильно не хватать.
Дежурство групп не отменилось. Группы продолжают дежурить в чате. Что это значит? Группа отвечает за наполнение нашего чата контентом. Все по-взрослому: они выбирают материалы, частоту публикаций, отслеживают активность. В центре такие группы следят за чистотой классов и дисциплиной, но в чате почти то же самое — они следят за гигиеной общения, что тоже крайне важно!
— Как происходит переход? Насколько ребятам было тяжело перестроиться на новый формат обучения?
— Для нас удаленный формат — новый опыт, мы все делали практически наощупь. Пробовали так, сяк, этак. Что получалось хорошо – улучшали, что не получалось – от этого отказывались. Из плюсов: некоторым ребятам стало проще раскрываться на занятиях, когда можно дистанцироваться, не так страшно ошибаться, любой вопрос можно задать в чате. Это интересное наблюдение!
Периодически мы делаем педсоветы. Обсуждаем все насущные вопросы, делимся опытом. Перед тем как переходить на зум, мы провели общую онлайн-встречу, протестили все возможности программы: как она работает, какие есть инструменты, что полезно, что нет. После первой недели работы мы снова собрались и обсудили какие инструменты пригодились, а какие были бесполезными. Вот так шаг за шагом мы формировали новую рабочую среду.
Ребятам переход дался очень по-разному. Кому-то очень понравилось. Как я уже сказала, некоторым так комфортнее, когда можно выключить фон, выключить микрофон, а вопросы задавать письменно. Кому-то не зашло совсем. В таком случае, мы стараемся перейти с учеником на индивидуальный план работы. В целом, если брать среднюю температуру по больнице, то детям интересно. Еще бы, формат новый и необычный. К тому же, не так страшно делать ошибки.
— Были ли какие-то сложности в принятии новой ситуации с карантином?
— Первую неделю некоторые студенты восприняли как каникулы и время для отдыха. Это потому, что они думали, что это только на неделю. Мы сразу начали настраивать ребят на то, что карантин не равно каникулы. Но, с другой стороны, когда прошла акклиматизация и стало понятно, что откладывать учебу на потом — пустая трата времени, дети включились в образовательный процесс еще активнее, чем прежде.
— Все говорят, что наша повседневная жизнь уже никогда не станет прежней. Что вы считаете по этому поводу?
— Это правда! Я думаю, что если раньше мы долго планировали, выстраивали графики, придумывали календарные планы, следовали инструкциям, то сейчас это уже не так важно. Сегодня гибкость и умение, что называется «переобуваться» на ходу, самые ценные навыки. Я думаю, что теперь мы будем проще относиться к рабочим изменениям. Пандемия – феномен, который мы сейчас проживаем, а потом еще долго будем анализировать. Но сейчас уже ясно одно: пережитый опыт всем нам пойдет на пользу, а более осознанные выводы мы сделаем, когда сядем и проанализируем все, что с нами произошло за этот месяц. Мир, точно, станет лучше, чем был до этого!
Еще больше образовательных сервисов на портале «Я – дома».
#открытые нко
Источник https://www.dobro.live/daily/21299/