Потирая ушибленный локоть, я сажусь писать эту историю. Наверное, это будет история про зарождение мечты, про подготовку к ее осуществлению, про осуществление мечты и про то, как получилось так, что удалось исполнить мечту еще нескольких людей. Усаживаетесь поудобнее.
На дворе стоит 2012 год, осень. Я спокойно сижу дома, пью чай и шарюсь на просторах всемирной сети в поисках интересного на ближайшие выходные. Обычный вечер перед выходными. Уже и не помню каким образом натыкаюсь на фотографии большой заброшенной тарелки. Просто шок, ступор, оцепенение. Где это? Как туда добраться? Как обычно в такие моменты открываешь карту, вбиваешь название и застываешь в ожидании. Приятное ожидание от того, что не знаешь, в какие края ты будешь мониторить билеты в ближайшее время. Хотя в 2012 году я еще не катался особо много по миру, но кто запретит мне мечтать о чем-то?
Отметка нашла нужную цель. Прокрут колеса мышки назад, и вот я уже смотрю на силуэт Болгарии. Где-то в середине ее стоит маленькая красная точка. Эта точка и есть цель. Она и есть то, куда надо стремиться. А дальше как снежный ком, который катится с вершины. Все чаще и чаще я пытался подтолкнуть себя к посещению этого места. Но в итоге летом 2013 года уехал на прекрасный русский север (о нем я тоже напишу как-нибудь отдельную главу). Приближались январские праздники. Хотелось чего-то необычного. Хотелось взять и 1 января рано утром улететь куда-нибудь. Мир казался бесконечным. Все направления были открыты. Мы еще не знали, что такое санкции и дополнительные проблемы при получении виз. Япония и Австралия еще не отказала мне в визах без объяснения причины.
Выбор пал на Стамбул. Причем я взял какие-то непонятные билеты с пересадкой в Анкаре. Наверное, по неопытности. Или из-за большого желания. Хотя, наверное, все-таки первое. У меня были билеты туда-обратно, но мысли про Бузлуджу не покидали меня, ведь, по сути, я оказывался к ней максимально близко. В итоге за месяц до поездки я начал мониторить возможность добраться из Стамбула до города Казанлык около которого находится Цель.
Интернет достаточно быстро подтвердил мне возможность добраться из крупнейшего городского центра в маленький городок. Проездом. Ночью. Но, тем не менее, возможность дал. Это был первый шаг к осуществлению мечты.
От Казанлыка до Бузлуджи 22 километра. Это, пожалуй, был следующий вопрос, который я поставил перед собой. Было решено идти напролом и поискать людей через ВКонтакте в этом городке с населением 30000 человек. И вот тут наступил момент спокойствия. Судьба сама как будто подталкивала мою цель ко мне. Как будто два поезда, которые идут на встречу друг другу и однажды обязательно встретятся. В этом маленьком городке нашелся парень, который раньше жил в Ленинграде и перебрался с семьей в Казанлык. Бонусами к этому было то, что в нужных датах он должен был быть в городе, и у него была тачка. Как назвать это если не удачей? Не знаю. Мы договорились списаться ближе к дате поездки. Месяц до поездки прошел в каком-то приятном волнении и нетерпении «поскорее бы это началось!».
Россия отмечала Новый год, когда я спал. Россия спала, когда я бодрствовал и выезжал в аэропорт. Совершенно пустой аэропорт. Скучающие работницы ходят и упрашивают редких пассажиров купить им немного алкоголя.
Железная птица поднялась в небо и унесла меня в неизвестность и авантюризм. Анкара встретила туманом, Стамбул - долгой ночью и невкусным кофе. Не хочется распыляться про Стамбул в этой главе. Хотелось как можно скорее добраться до Бузлуджи, поэтому я уехал из Стамбула даже на один день раньше.
Помню большой автовокзал. Помню автобус с болгарами и турками, которых в эту ночь объединит общее путешествие. Стоит признать, что на границе Турции и Болгарии я был единственным кого выгнали на паспортный контроль ставить визу. Болгария встретила доброй бабулей, которая говорила по-русски и укоряла моих водителей в том, что они жили в другую эпоху, и не знают такого прекрасного языка. Пожелав мне удачи и поставив болгарскую печать, она отпустила меня. Привет, Болгария! Вот я и добрался. Я был на самом краешке той карты, которую рассматривал при первом нахождении Бузлуджи.
Оставалось добраться до центра. Около 3 часов ночи я выполз в полностью туманном Казанлыке. Сколько раз за эту поездку в последующем я окажусь в этом состоянии. Вылез и сонными глазами осматриваешь все, что происходит вокруг. До встречи со знакомым оставалось часов 5, которые были убиты в бессмысленных шатаниях по городу с заходами в подъезды, в которых можно было погреться. Но подъезды встречали меня холодом, потому что болгары топили дома дровами.
Удалось найти работающую заправку и на ней купить каких-то мерзких хлебных палочек, которые убивали желание спать. Начинало светать. Туман по-прежнему оставался весьма плотным. Нет ничего лучше, чем ходить и искать кадры в незнакомом городе, особенно в туман. Собственно этим я и занялся до встречи с местными.
В 9 часов мы встретились. Их было двое. Парень, с которым я договаривался и мужчина в возрасте, который неплохо разговаривал по-русски. Он сказал, что был на Бузлудже очень давно и видел ее в весьма неплохом состоянии. Когда ты встречаешься с людьми, с которых тебя связала какая-то цель, то все ваше общение замыкается на начальном этапе около этого предмета. Так прошло километров 15-17 по дороге сквозь густой туман на болгарских серпантинах.
С двух сторон был безумно крутой лес. Несмотря на то, что на календаре стоял январь снега не было. Только старые пожухлые листья.
До сих пор вспоминаю то приятное волнительное чувство, когда за каждым поворотом я ожидал, что «вот сейчас она покажется». И вот она показалась. Такая большая на самом верху. Еще пара километров и мы останавливаемся на заросшей парковке около лестницы, ведущей к тарелке.
Хочется бежать как можно быстрее, перепрыгивая через ступеньку. И чем ближе я подхожу, тем больше она становится. Надпись «Forgot your past» над заваренным входом встречает меня всей своей краснотой. Но мне хочется большего, хочется попасть внутрь. Дождавшись своих менее неторопливых коллег, мы обходим тарелку справа и обнаруживаем там внушительную дырку. Вот он – вход. Вот она – черта соприкосновения с мечтой.
Через пару минут мы уже ходим внутри пустынного главного зала. В нем действительно прибрались, убив атмосферу полной разрухи. Неужели мои болгарские друзья правы и Бузлуджу скоро восстановят? Я бегаю как ненормальный по главному залу, снимаю, снимаю, снимаю, забегаю наверх и бегаю по внешнему диаметру. Состояние памятника удручающее. Видно вандалы куражились здесь неплохо в свое время. Былое величие ушло, оставив след на верхушке горы Хаджи-Димитар.
Время лезть наверх стеллы к рубиновой звезде. Чтобы пройти к стелле нужно спуститься на самый нижний уровень и где-то там найти маленькую дверь. Вертикальные ржавые лестницы, которые ведут наверх. И вот я добираюсь до нижнего уровня звезды. Тут валяются осколки от звезды. Якобы в свое время по ней стреляли. Поднимаю один из них и кладу себе в карман. На память. Для меня это самый дорогой сувенир из этой поездки.
Я поднимаюсь на самый верх. Здесь действительно дикий ветер. Он дует так сильно, что я не могу даже смотреть в видоискатель фотоаппарата, глаз начинает слезиться. Приходится немного выжидать, наблюдая окружающие красоты. Со всех сторон из тумана торчат горы. Зрелище очень крутое. Перехожу на другую сторону и смотрю на тарелку. Впечатление как будто внизу сидит большой китаец в китайской шляпе. Как подняться наверх именно тарелки для меня осталось загадкой, хотя с четырех сторон по крыше к ней идут маленькие дорожки, которые соприкасаются в центре.
Пришло время прощаться.
Мы вылезли из тарелки. Я бросил прощальный взгляд на тарелку, улыбнулся широко-широко где-то внутри себя и понял, что обязательно вернусь. Вернусь не для того, чтобы снова осуществить мечту, а чтобы помочь осуществить ее другим людям, потому что на тот момент я знал людей, которые мечтали сюда попасть.
Прошло четыре года. Трудно сказать сколько раз я пытался совершить то, что описал выше. Поездок по миру стало гораздо больше, но каждый раз, когда я планировал новое путешествие, я брал и мельком смотрел билеты до Болгарии. Хотелось найти дешевые билеты, просто собрать мечтателей и отвезти их туда, сделав небольшой сюрприз. Мне казалось это очень круто. Хотя не скрою, что я до сих пор считаю, что такие сюрпризы – это круто. И я уверен, что буду в будущем стараться проворачивать эти великие дела.
Январь 2018 года. К этому моменту появился очередной круг людей, который пора было взять и отвезти в Болгарию. Мы просто сидели на Войковской и, вдруг, купили билеты. На самом деле я рад, что мы это сделали. Это был уже достаточно весомый шаг вперед. Дверь назад захлопнулась, немного оставаясь приоткрытой. В нее можно было еще выскочить, но я не верил, что так произойдет. В этот момент я немного завидовал своим коллегам, которые только посеяли это семя мечты внутрь себя. До поездки оставалось 2 месяца.
Будильник зазвонил в 3 часа ночи. Я открыл глаза и понял, что этот день наступил. День нового путешествия. День, который начался на Войковской, а закончится уже на вершине Хаджи-Димитар. В это верилось немного с трудом, но я принял эту реальность. Хорошо, что в голове весь план поездки был более-менее спланирован. Шереметьево-Амстердам-София-Казанлык. День, полный ожидания и маленьких забот подходил к концу. Мы должны были доехать до Казанлыка и заселиться.
Дорога от Софии – это всего лишь 200 км, но какую-то часть мы ехали максимально медленно из-за образовавшегося тумана. Видимость была минимальной. Как будто 4 года назад, когда я вылез сонный из автобуса. Немного чувствовалась усталость от этого дня. Кто-то уже начинал клевать носом. Мы приехали в Казанлык около 11 вечера. И тут я понял, что если найдется хотя бы один желающий поехать сейчас к тарелке, я обязательно его поддержу. Я не сомневался, что он найдется. И он нашелся.
Мой старый добрый друг, которого я самым первым обещал сюда отвезти. И вот мы уже едем сквозь болгарскую тьму в сторону серпантина на гору. Чем выше мы поднимаемся, тем больше снега становится. Неужели в этот раз получится застать Бузлуджу в инее? Честно сказать, это ее состояние было для меня самым прекрасным. И вот уже не видно асфальта, наш Ниссан шатает из стороны в сторону в колее. И вот мы оказываемся на развилке, с которой ОНА уже должна быть видна. Не уверен, что удастся увидеть что-то, но тем не менее я торможу и выключаю весь свет в машине. Десяток секунд, чтобы глаза привыкли к темноте. И мы смотрим сквозь тьму наверх. Где-то там читается большой черный силуэт. Сейчас поясню. Я искренне считаю, что момент, когда ты приближаешь прекрасное гораздо лучше, чем момент, когда это прекрасное показывается вдали. Мне кажется, момент прекрасного должен плавно растекаться по тебе, а такое ощущение возможно только при постепенном познавании прекрасного.
Нам оставалось проехать буквально пару километров. По ледяным ухабам и ямам мы выехали на наезженную колею и забуксовали в горку. Сдали назад и с разгона покорили эту кочку. Дорога становилась совсем плохой. В одном месте кто-то долго буксовал и оставил последователям разнесенную дорогу. Мы попытались по ней проехать, но безуспешно. Сели на брюхо и сдали назад. Мир вокруг стал черно-белым. Верх был черным, а низ белым. По карте мы вроде бы стояли на парковке, хотя назвать это так было весьма сложно. Нам оставалось пройти метров 800. По наезженной колее, против ветра и снега в лицо, мы шли вперед. И вот мы подходим все ближе и ближе. 600, 450, 250 метров. Где-то под ногой показывается кусок парковки, выложенный брусчаткой. В очертаниях даже угадываются бордюры, занесенные снегом. Ну, теперь точно почти дошли. Свет фонаря утопает в темноте. Верх горы находится в тумане. Сквозь него, проваливаясь в снегу, мы добираемся до ступенек к тарелке. Теперь гораздо проще. И наконец-то появляется ОНА. Большая заброшенная тарелка. «Привет, моя прелесть. Давно не виделись. С тех пор мы оба стали только хуже, но, тем не менее, мы снова вместе».
Мой друг, мне кажется, просто не верит своему счастью. Вот именно ради этого, я снова должен был оказаться тут. Ради этого стоило ехать ночью в горы. Но данного эффекта мало. Мы должны залезть внутрь! По старой памяти я начинаю путь с того места, через которое залезал раньше. Там все жестко заделано. Оббегаем весь памятник вокруг и возвращаемся на место, откуда начали наш путь. Путей попадания внутрь не видно. Решаем вернуться к небольшой надстройке – единственному варианту. Но залезть на нее не так просто. Кругом лед. В итоге свет фонаря упал на раздолбанную плиту недалеко от памятника. Это и есть наш вход, судя по всему! Через эту дырку мы должны попасть в подвал. Спускаемся в маленький карман. Путь вниз лежит через скользкие поверхности. Неторопливо спускаемся по остаткам трансформаторной будки. Спустились, чтобы подняться. В главный зал ведут три лестницы. Мы выбрали не самую удачную, потому что поскользнувшись на ней, я кубарем скатился вниз, разбив себе колено и локоть. Вторая лестница оказалась более удобной и вот мы стоим в главном зале, который окутан слабым туманом. Пожалуй, тут можно было бы закончить это повествование, но я должен рассказать про следующий день, когда вся наша компания добралась доверху. Мы вылезли из той же дыры, дошли до машины и добрались до Казанлыка. С утра должны были встать пораньше. Помимо Бузлуджы мы планировали посмотреть еще кое-что в окрестностях.
Утро было снежным. Ночью выпало снега столько, что мы не смогли заехать в одну из горок, на которую вчера просто влетели. Колею засыпало снегом. Впереди была сплошная белая поверхность. Пропустив пару тачек делать нам колею, мы все-таки добрались до парковки, на которой стояли вчера. Теперь предстояло дойти до тарелки. Правда тут встала другая проблема. Дорогу к памятнику завалило снегом. Вчерашняя колея превратилась в сугроб. Предстояло идти по памяти относительно одиноких деревьев, которые мы проходили вчера. Сейчас я считаю, что наша ночная поездка была очень нужной в плане того, что мы видели дорогу, по которой шли сейчас. Гулять в тумане – это круто. Вокруг ничего. Идешь в никуда. Как будто ты жертва чьего-то сна. Но сон был реальностью, а мы - живыми людьми. Даже в третий раз появление «внеземного объекта» вызвало радость. Как хорошо, что в нашем мире есть такие невероятные места. К моменту когда мы подошли к памятнику, мы были все в инее.
Мы поднялись в главный зал, и я оказался в новом витке радости. Внутри тарелка была вся в инее. Сегодня мы были тут первыми. Сегодня мы будем засыпать счастливыми. Сегодня я буду знать, что мои коллеги еще не до конца поймут, что это было, но уже будут планировать новую встречу с этим необычным местом на верхушке горы Хаджи-Димитар.