Автор: Анна.
Почти каждая созревшая жительница "старой, доброй Англии" викторианской эпохи мечтала выйти замуж. Ну потому что в этом мужском мире больше не о чем было мечтать. Окольцевать долговязого англосакса не составляло труда: напускная добродетель, томный взгляд, пара тактильных авансов, и глупец будет думать, что он что-то решает в этой игре. Однако, после свадьбы розовые грёзы слишком часто разбивались о суровое британское законодательство, которое низводило женщину до бесправного трофея. Были, конечно, исключения из тех, кто по любви, душа в душу, до гробовой доски, но кому интересны эти зануды? Прочие леди вскоре постигали затёртую мудрость Жванецкого про брак, и меняли вектор своих желаний. Теперь они мечтали о разводе.
Законным путем избавиться от опостылевшего супруга можно было двумя способами: аннулировать брак или, собственно, развестись.
В первом случае брак считался недействительным и каждый супруг оставался при своём. Поводом к аннулированию мог послужить крах новоиспеченного мужа на любовном фронте. Женщине нужно было лишь доказать, что ей так и не случилось произнести в супружеской спальне чувственное "Ах!", и скрывающие усмешки судьи отпускали не познавшую плотской любви даму на поиски новых приключений.
Хороший пример аннулирования брака нам предоставил Джон Рёскин, которого мы знаем и любим за уверенные мазки и острые изречения, но запомнили исключительно по неудачам в интимной сфере.
Джон ратовал за "уменье находить удовольствие в самых малых вещах", но за восемь лет брака с Эффи Грей не воспользовался своим же советом и так и не добрался до третьей базы с миловидной супругой.
Из письма Эффи:
Он ссылается на различные причины, ненависть к детям, религиозные мотивы, желание сохранить мою красоту, и, в конце концов, в этом году он сказал мне настоящую причину… что женщина, которую он представлял, значительно отличалась от того, что он видит во мне, и причиной, по которой он не сделал меня своей женой, было его отвращение к моей особе с первого вечера 10 апреля
Рёскин не отпирался, доктор подтвердил непорочность Эффи Грей, и спустя восемь целомудренных лет брак был аннулирован. К слову, Эффи позже наверстала годы простоя и произвела на свет восьмерых сорванцов.
В случае с разводом дело обстояло сложнее - пойди еще его получи. Чтоб отделаться от ярма замужней дамы нужен был веский повод. Вот это вот: "не сошлись характерами", "он уделяет мне мало внимания" - ни разу не работало. К тому же, из-за любви британцев к физическому насилию, дамы были бы рады получать меньше "внимания", но ставшее притчей во языцех правило "большого пальца" развязывало руки любителям устраивать дома "еврейские погромы". Однако, до 1878 года побои не служили причиной для расторжения брака.
Правда, в 1854 году был принят "Акт по предотвращению нападений на женщин и детей", но мировые судьи максимально на него поплёвывали, полагая, что нет такой женщины, которая не смогла бы склонить супруга к домашнему насилию своим сварливым характером. Таким образом рукоприкладство квалифицировали как воспитание, а избитых женщин отправляли в родные пенаты за новой порцией "наставлений".
Суд мог позволить супругам раздельное проживание, но и тут имелись свои нюансы. Родители не горели желанием принимать обратно сплавленную дочь, а муж продолжал распоряжаться всем имуществом жены и оставался единоличным опекуном совместных детей.
Известна печальная история поэтессы Каролины Нортон, чей супруг являлся эталонным представителем своего времени. Он поколачивал жену, не имея своего дохода, распоряжался ее гонорарами и в какой-то момент похитил детей,чем немножечко, конечно, нарушил закон, но наказания не понёс в силу лояльности британских законов по отношению к носителям Y-хромосом.
Каролина ответила ему остросоциальной рифмой о правах женщин на детей и имущество и наделала кучу долгов. Последнее было сладкой местью, ибо выплата долгов ложилась таки на плечи супруга. Благодаря ее стараниям в 1839 году был принят Акт, позволяющий женщинам видеться с отпрысками, однако, полноправным опекуном по-прежнему оставался муж.
Лишь в 1878 году побои стали рассматриваться судами как повод для расторжения брака, а опека над детьми распространяться на обоих супругов. Процедура разводов упростилась, женщины воспряли и вскоре наподдали жару в борьбе за свои права, но это уже другая история.
Лайк и подписка на канал окрыляют одного Тыж Историка)
ЧИТАЙТЕ так же:
Если вы - старая дева...