Начиная с 28 января и до 16 апреля 2020 года в России зарегистрировано 27938 подтвержденных случаев заболевания COVID-19 со средним уровнем смертности 0,8%, что намного ниже среднемирового уровня в 6,6%. Распространение коронавируса повлияло на поведение потребителей, изменило структуру потребления и спрос на пальмовое масло в стране.
Первые случаи пандемии коронавируса в 2019–20 годах были подтверждены в России 31 января 2020 года. 30 марта, когда мэр Москвы Сергей Собянин отдал распоряжение о самоизоляции по всему городу, в России было зарегистрировано 1836 случаев.
Комментируйте, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал
С 15 апреля стали обязательными цифровые пропуска. Нарушителям режима грозит штраф в размере от 1000 рублей до 40 000 рублей. Пропускная система будет действовать минимум до 30 апреля.
Пандемия Covid-19 полностью изменила потребительский спрос. Люди сделали запасы продовольствия как минимум на три с половиной месяца. Более 70% тех, кто успел запастись впрок старше 65 лет. Половина того, чем россияне затарились на период самоизоляции, это продукты с длительным сроком хранения. Среди самых популярных товаров: замороженные продукты, консервы, крупы, макароны, растительное масло и соль. Пик продаж наступил 17 марта.
На 13 неделе 2020 года ажиотаж спал. С 23 марта продажи выросли в традиционной рознице. Увеличение спроса в традиционном канале составило 4,6%, что подтверждает гипотезу о том, что потребность в свежих продуктах направит покупателей к ближайшим магазинам. Так же вырос спрос на снеки и кондитерские изделия.
Все это подтверждает предположение, что несмотря на эпидемию коронавируса, спрос на растительное масло сохранится. Людей сидят дома, потребляя продукты с высоким содержанием жиров, в частности, пальмового масла.
Большинство продуктов, проданных в течение периода карантина, содержат спец.жиры . Пальмовое масло является ингредиентом, широко используемым в производстве жиров специального назначения. Производство масложировой продукции регулируется Техническим регламентом Таможенного союза (ТР ТС 024/2011). Данный Регламент накладывает строгие ограничения на содержание трансжиров. Согласно Регламенту, допустимый уровень транс-изомеров жирных кислот для продуктов переработки растительных масел и животных жиров составляет 2% от общего содержания жира в продукте. Это ограничение имеет решающее значение для промышленности, поскольку без использования пальмового масла невозможно выполнять норматив по максимально допустимому содержанию транс-жиров.
Но со всеми своими преимуществами пальмовое масло не единственный ингредиент. При производстве жиров искользуемых в пищевой промышленности применяются и другие растительные масла. Одним из конкурентов пальмового масла в России является подсолнечное масло. И хотя ограничения на трансжиры существенно снижают возможность замены пальмового масла на гидрогенизированные жиры, тем не менее это не исключает влияния ценового фактора на импорт пальмы.
Основные масла - подсолнечное и соевое - были сильными конкурентами пальмовому маслу в конце 2019 года и начале 2020 года. Соевое масло продавалось в январе 2020 года в среднем по 650 долларов США, достигнув 700 долларов в марте, а затем вернулось обратно до 650 долларов за тонну. Цены на подсолнечное масло открыли 2020 год на уровне выше 750 долл. США FOB Черное море, медленно снижаясь до 650 к середине марта.
Напротив, конец 2019 года ознаменовался самым большим за четыре года ростом цен на пальмовое масло. Средняя цена на пальмовое масло CIF Роттердам в январе 2020 года достигла 810 долларов США. И рыночные аналитики ожидали, что рост цен на пальмовое масло ускорится, поскольку спрос на его использование в биотопливе будет увеличиваться в то время, когда объем производства сокращается. Прогнозы были частично основаны на прогнозе цены нефти марки Brent на уровне 60-80 долларов за баррель.
Таким образом, ситуация на рынке пальмового масла в России в январе-марте 2020 года была обусловлена скорее ценовым фактором, чем распространением COVID-19. Высокие цены на пальмовое масло привели к снижению импорта.
Но все изменилось. Мы знаем, что прогнозы были неверными - нефть марки Brent в марте упала ниже 30 долларов, что вызвало панику у производителей биодизеля. В конце февраля цены на пальмовое масло опустились ниже уровня подсолнечного и соевого масел. Разница в цене между подсолнечным маслом и пальмовым маслом продолжает расти, а значит можно с уверенностью говорить о том, что Россия в скором времени вернется к активным закупкам пальмового масла. Тем более, что спрос на него закреплен ограничением по содержанию трансжиров, прописанном в Техническом Регламенте Таможенного союза (ТР ТС 024/2011). Мы ожидаем, что импорт пальмового масла полностью восстановится во второй половине этого года.
Комментируйте, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал