Найти тему
The Cultural Mess

Произведение "Чарли и шоколадная фабрика" и его влияние на читателя (часть 1)

В 1964 году в свет вышла повесть Роальда Даля под названием "Чарли и шоколадная фабрика", которая представляла читателю возможность окунуться в мир необычайных сластей и познакомиться с весьма эксцентричным и проницательным кондитером-гением. Но несмотря на известность автора и яркую пропаганду скромности в качестве великой благодетели, публика не сразу приняла произведение, а когда детская аудитория всё же покорилась создателю шоколадного мира, и дети с величайшей страстью начали перечитывать главы с описанием сладких чудес, родители начали бить тревогу. Взрослых критиков не утешал и факт того, что дети стали значительно чаще заглядывать в библиотеки.

Фрагмент из фильма Тима Бёртона "Чарли и Шоколадная фабрика". Фотография взята с сайта: https://yandex.ru/collections/card/5c1b58033a86bf002945f25f/
Фрагмент из фильма Тима Бёртона "Чарли и Шоколадная фабрика". Фотография взята с сайта: https://yandex.ru/collections/card/5c1b58033a86bf002945f25f/

В основном скандал вызвал маленький мальчик по имени Чарли Бакет – главный герой произведения, который по мнению общества пропагандировал «философию бедности». Мирный, тихий, скромный ребёнок на фоне других детей кажется совершенно бездеятельным, в то время как остальные ребята были представлены носителями смертных грехов: чревоугодие, алчность, гордость, праздность и зависть. Награждение детей столь негативным смыслом крайне возмутило родителей. Более того, главный герой по сравнению с другими ровесниками оказывается лучше лишь из-за того, что не имеет никаких ярких негативных черт.

Фрагмент из фильма Тима Бёртона "Чарли и Шоколадная фабрика". Фотография взята с сайта: https://fr.fanpop.com/clubs/freddie-highmore/images/21552236/title/charlie-chocolate-factory-screencap
Фрагмент из фильма Тима Бёртона "Чарли и Шоколадная фабрика". Фотография взята с сайта: https://fr.fanpop.com/clubs/freddie-highmore/images/21552236/title/charlie-chocolate-factory-screencap

Также критиков смущал факт того, что мир описан «слишком вкусно», но никак не дарит чувства насыщения. Писательница Урсула Ле Гуин, автор жанра фантастики, высказалась: Чему могут научить детей такие книги, как „Чарли“? Быть „хорошими потребителями“? Нет уж, увольте!».

Фрагмент из фильма Тима Бёртона "Чарли и Шоколадная фабрика". Фотография взята с сайта: https://www.filmpro.ru/movies/9290/shot#gallery-3
Фрагмент из фильма Тима Бёртона "Чарли и Шоколадная фабрика". Фотография взята с сайта: https://www.filmpro.ru/movies/9290/shot#gallery-3

Все события в книге происходят в Великобритании в 50-ые годы двадцатого столетия. На примере семьи мальчика Чарли ярко прослеживается одна из проблем: технологическая безработица, ведь отец мальчика теряет работу из-за создания специальной машины для закручивания колпачков на тюбики с зубной пастой. Однако фильм Тима Бёртона в финале кинокартины всё же возвращается к данному явлению и отмечает, что человеческий труд куда важнее и надёжнее, так как машина может легко сломаться.

Фрагмент из фильма Тима Бёртона "Чарли и Шоколадная фабрика". Фотография взята с сайта: https://www.filmpro.ru/movies/9290/shot#gallery-13
Фрагмент из фильма Тима Бёртона "Чарли и Шоколадная фабрика". Фотография взята с сайта: https://www.filmpro.ru/movies/9290/shot#gallery-13

Данное произведение поднимает социальные вечно актуальные вопросы, такие как воспитание детей, взаимоотношение в семье, а также достаточно новые проблемы, связанные с развитием индустриального общества и технического прогресса, к которым относятся злоупотребление телевиденьем, создание и использование телепорта, а также безопасность новых технологий (стеклянный лифт, который легко может на полной скорости столкнуться с другим лифтом) и сохранение веры в чудо, а также крайне ценного качества - человечности. Автор использует для высказывания своего личного мнения маленьких человечков умпа-лумп и их любовь к пению. Таким образом он влияет на читателя не напрямую, а как бы со «стороны», показывая ситуацию, будто она происходит на глазах у зрителя, а выводы в песне раскрывают события более полно с уроком и укором.