Зимой мы говорили на тему, прогревать мотор или нет, а сегодня в преддверии летнего сезона хочу рассказать вам про перегрев двигателя и чем это чревато.
В любом современном автомобиле есть система охлаждения, ее основная задача поддержание рабочей температуры двигателя в нужных пределах, и не допустить перегрева мотора. Так же система охлаждения обеспечивает теплом салон автомобиля.
На заре автомобилестроения в моде были двигатели с воздушной системой охлаждения, они и сейчас встречаются на мотоциклах, бензопилах и прочей мелочевке. Охлаждение таких моторов достигалось набегающим потоком воздуха, у них развитое оребрение цилиндров. Такие двигатели были распространены во время войны в авиации, а что нет жидкостной системы, значит мотор менее уязвим от попаданий противника. Но воздушная система не давала стабильных характеристик, на стоянке мотор мог перегреться, а в движении да еще зимой, двигатель мог не набрать необходимую рабочую температуру.
Прогресс идет вперед и придумали водяную систему охлаждения. При таком варианте мотор спрятан под рубашкой, а между мотором и рубашкой циркулирует охлаждающая жидкость. Она забирает тепло у раскаленных цилиндров и передает в радиатор, а радиатор тепло рассеивает в атмосферу- передает воздуху. Такая система обеспечивает стабильные температурные характеристики двигателя. В качестве охлаждающей жидкости раньше использовали воду, так как у нее очень высокая теплоемкость, но вода может замерзнуть зимой и разорвать мотор, так же у воды не очень высокая температура кипения, так же вода способствовала коррозии системы охлаждения и образованию накипи. В настоящее время применяют специальные жидкости, которые называются антифризы. Антифризы защищают систему охлаждения от коррозии, смазывают водяной насос- помпу, не образуют накипь, не замерзают зимой и имеют более высокую температуру кипения, чем вода.
Но вернемся к тому, что делать если вдруг закипел мотор, почему он мог закипеть и какие последствия могут быть.
Мотор может закипеть по разным причинам,но как правило исправный мотор закипеть не может. Давайте разберемся в причинах.
Причина№1- недостаточно охлаждающей жидкости. То есть по каким то причинам ее стало на столько мало, что она не успевает передавать тепло окружающему воздуху.
Причина №2- неисправный термостат. В системе охлаждения есть такая штуковина, которая называется термостат. Ее роль в том, что когда машина холодная, термостат выключает из системы охлаждения радиатор, и машина нагревается быстрее, как только машина нагрелась, термостат открывается и включает в игру радиатор, и лишнее тепло отдается воздуху. Если он сломан и не открывается, то тепло не уходит в радиатор и мотор начинает перегреваться.
Причина №3- неисправна помпа. Так же в системе охлаждения есть такой элемент, который называется помпа, он обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по системе, если он неисправен, то циркуляции нет и мотор перегревается.
Причина №4- неисправность системы принудительного обдува. В силу экономии материалов и уменьшении стоимости автомобилей, в современных моторах радиаторы все меньше. Когда автомобиль едет по дороге, радиатор обдувает встречный поток воздуха и температура в норме, но если автомобиль толкается в пробках, то встречного потока нет. Чтобы мотор не перегрелся на него ставят принудительную систему- это или электрические вентиляторы, которые включаются о от датчика температуры или это вентилятор, закрепленный непосредственно на шкиве мотора.
Чтобы уберечь водителя на автомобили ставятся приборы контроля температуры, они покажут какая температура рабочая, а какая высокая. Но на современных автомобилях, такие приборы не ставят, и он запищит, когда мотор будет перегрет.
Так вот ехали вы в пробке, что наиболее вероятно или в грязи на внедорожнике или просто по дороге, не заметили, что температура стала слишком высокая, вам пропищал датчик и из подкапотного пространства пошел пар или дым, и мотор потерял мощность.
В такой ситуации необходимо остановиться, но мотор глушить не сразу, необходимо подождать минутку, чтобы мотор перешел на холостые обороты и с него сошло температурное напряжение. Нужно открыть капот, это улучшит охлаждение, не в коем случае нельзя открывать радиатор и расширительный бачок, вас может обдать кипятком.
После небольшой паузы глушите мотор и ждите пока температура сама не упадет до температуры окружающего воздуха. Потом выясните причину перегрева, устраните ее и продолжайте движение.
Но это не пройдет бесследно для мотора.
Мотор это сбалансированная и просчитанная система. В ней есть различные жидкости, например масло со своей рабочей температурой, при которой все присадки работают лучшим образом. У деталей есть различные тепловые зазоры, которые убираются при определенной температуре. Применяются при изготовлении двигателей разные металлы со своими коэффициентами расширения.
Вы перегрели мотор. Масло нагрелось сильнее и превратилось частично в сажу, а частично в лак, в местах повышенной температуры- как правило цилиндро-поршневая группа. Масляная пленка порвалась, а значит трение стало металл об металл это увеличило ресурс и появились задиры на цилиндрах, что уменьшает компрессию.
Увеличенные от температуры детали стали выталкивать масляную пленку из других пар трения, что тоже приведет к задирам.
Головка блока как правило сделана из алюминия, а блок и гильзы из чугуна, у них разный коэффициент температурного расширения. При перегреве головка блока теряет свою геометрию и антифриз попадает или в масло или в камеру сгорания, дальше ехать нельзя. Вы сразу это поймете, но дефект может проявиться через долгие месяцы.
Повторюсь, что на исправном автомобиле перегрев не может случиться.
Следите за своими автомобилями и удачи на дорогах!
Подписывайтесь на канал!