Кто-то, едва прочитав задачку по математике, уже может сказать правильный ответ, а кто-то день и ночь сидит над учебниками, но при этом не может разобраться в теме. Кто-то, только придя в музыкальную школу, уже может назвать все ноты только что сыгранной песенки, а кто-то годами пытается развить абсолютный слух. Кому-то хватает месяца тренировок, чтобы сесть на шпагат, другим же не хватит и года. Почему так получается, что одни люди более одарены, чем другие?
И откуда берутся способности?
Фундамент нашей личности закладывается в детстве, так что оттуда и следует начинать поиски. Изначально у детей нет способностей, а только лишь врожденные задатки. Способности формируются в процессе воспитания и взаимодействия с окружающим миром.
Существуют способности, свойственные почти всем людям, как, например, способность ходить или говорить. Научившись говорить, человек может развить этот навык еще дальше, превращая его в специальные (например, языковые).
Что такое одаренность?
Одаренность - это общая способность, то есть ею обладают все люди без исключения. Зарубежные психологи часто ставят знак равенства между одаренностью и интеллектом. Но это не совсем правильно, поскольку под одаренностью имеют в виду список всех качеств, которые способствуют продуктивности.
А это не только интеллект, но и эмоциональная впечатлительность, работоспособность, темпы деятельности. И оценить уровень одаренности можно лишь во время обучения. Индикатором служит легкость усвоения знаний и быстрота продвижения.
Так же показателем значительных способностей может быть раннее их проявление. Однако история знает немало примеров, когда люди, ставшие великими учеными, писателями, общественными деятелями в детстве не проявляли особых талантов. Бывает также, что рано проявившееся дарование затем не развивается как следует. Это нередко встречается с вундеркиндами.
Однако о талантах взрослых людей судят по их продуктивности. И часто бывает, что продуктивность и одаренность не совпадают. Люди, подающие надежды, на практике оказываются малопродуктивными. И наоборот, те, кто не блещет талантами, оказываются весьма работоспособными. С чем это связано? Дело в том, что любая способность предполагает две части.
Первая – это процесс генерализации (обобщения) своего прошлого опыта и перенесения его в новые условия.
Вторая – система операций, которые нужно проделать для достижения цели. Например, когда художник садится рисовать картину, он должен знать, какой сюжет хочет нарисовать, какую идею должно нести его произведение. Это происходит за счет генерализации своего опыта.
Художник перерабатывает все, что он видел и чувствовал, все мысли, которые у него возникали и выплескивает их на бумагу. А затем нужно применить систему операций – здесь заштриховать, тут высветлить, там сделать границу света и тени. Для хорошей, а главное - продуктивной работы, нужно, чтобы обе части этого процесса работали без затруднений и задержек.
Но довольно часто оказывается, что на отличной базе генерализованных процессов стоит слабая, плохо отработанная система операций. И тогда продуктивность и качество такого творчества относительно невысоки. А бывает и наоборот, тогда продуктивность высока (ведь система операций доведена до автоматизма), но смыслового наполнения немного.
В итоге получается, что способности проистекают из задатков, но при этом не исчерпываются ими. И зависит от прожитого опыта и приложенных усилий. А одаренность, конечно, облегчает процесс обучения, но еще не гарантирует успеха.
Читайте наши интересные статьи и посещайте наш сайт учебники онлайн. ру