Найти тему

Диодный мост с причудами

Данная тема меня коснулась постольку, поскольку находился рядом с местом событий. Здесь опишу тот случай, когда специалист виноват без вины. Вернее сказать, если бы специалист имел чуть больше знаний, то и ход ремонта был бы несколько иной.

Итак, имеем обычную ВАЗ 21102, у которой пропала зарядка. банальнейшая ситуация. Электрик снимает генератор и выясняет основную неисправность в диодном мосту, а попутно берёт со склада ещё и новый реле-регулятор, так как у родного довольно сильно изношены графитовые щётки. Далее идёт сборка узла и кратковременное испытание на генерацию с помощью... пневматического гайковёрта в режиме "затяжки" за гайку шкива.

Всё это идёт под пристальным наблюдением владельца автомобиля. Всё планово и предсказуемо, по-рабочему. До того момента, пока не стали запускать двигатель. Только пустили, как послышался сильный свист. Ну, как бы надо натянуть ещё ремень. Не беда! Сейчас, минуточку и... Очередной пуск и вместо свиста уже гул и даже дымок. И всё это уже через 10 секунд. Владелец в панике с вопросами. Электрик в полном недоумении. За 10 секунд работы генератор нагрелся ощутимо, а от ремня аж дым пошёл. Но, проводка как была холодная, так и осталась. То есть это не замыкание в аккумуляторе и не замыкание к аккумулятору, ибо контрольная лампочка, подключенная к силовому выходу генератора светится, как и на клемме аккумулятора. Что делать? Правильно. Снимать генератор и разбираться, где косяк.

Электрик снял. Разобрал. Прозвонил тестером. Абсолютно всё исправно! Нет замыканий! Он всё собирает и опять гайковёртом вращает генератор, запитанный от двух амперного источника на 12 вольт. На выходе как бы 14 вольт, даже при прокрутке от силы на трёхстах оборотах. Пошёл и поставил на место. Последовавший пуск мотора был кратковременный и на этот раз помимо скрипов и дыма сопровождался громогласным матом владельца в сторону "рукожопого электрика". Что не могло не остаться незамеченным коллективом и мастером смены. Вот тут уже и я решил принять посильное участие.

Последовавший очередной разбор генератора не выявил никаких замыканий или неточностей сборки. Но в чём проблема то? Если менялись только два компонента - реле и мост, то и ответ в адекватности одного из них. И, если при повторном пуске, попутно сразу мерили напряжение на выходе генератора и оно не увеличилось ни на йоту, то скорее всего дело именно в диодном мосту. Но он прозванивается без проблем. Тестером. А для этого электрика круче судьи уже нет. Только не для меня.

Есть старый дедовский способ, который основан на свойствах переменного тока, а индикатором протекания такого тока в цепях, не подвластных цифровому тестеру даже с диапазоном 2 миллиона Ом, есть обычная лампа накаливания малой мощности (3- 10 ватт от швейной машинки или холодильника) на 220 вольт, у которой вместо сетевого выключателя используются два изолированных щупа от такого же тестера. Единственное, надо соблюдать осторожность и пользоваться этой точной высокотехнологичной вещью обязательно на столе из диэлектрика и имея под ногами резиновый коврик. Обязательно! Так вот, только стоило подключить щупы этой лампы к клеммам входов от обмоток, как лампа зажглась в полный накал! Пробой! -

то первое, что пришло в голову. Но тут же последовавшая проверка тестером показала исправность вех диодов. Ещё раз пробуем лампой и уже выводы на другую фазу. Результат тот же. Лампа сияет, как будто на выходе моста нагрузка, хотя он просто лежит на столе. То есть мост сам по себе потребляет ток! И немалый такой.

Тот самый мост. Извините за размытость, просто хотел близко отснять логотип изготовителя, который напоминает две встречные друг другу буквы "Е"
Тот самый мост. Извините за размытость, просто хотел близко отснять логотип изготовителя, который напоминает две встречные друг другу буквы "Е"

Для того, чтобы понять смысл до конца, пришлось на время разобрать ещё один регулируемый источник, чтобы воспользоваться пониженным напряжением сети. Оказалось, что он выдаёт 16.5 вольта без нагрузки на вторичной обмотке. И только стоило подключить мост к трансформатору, как тут же услышали характерный звук появившейся на трансе нагрузки, а мост начал уверенно разогреваться. было решено понять, с какого порога начинается подобный эффект. Реостата или ЛАТР нет. Но с помощью фарных ламп и ещё подобранных ламп разных мощностей изобрели типа делителя напряжения, который показал, что уже при напряжении в 15.1 вольта появляется эффект СТАБИЛИТРОНА(!). Как это? Что за ерунда то?

Вот типа такой схемы можно изобразить, описывая работу этого моста. Как это получилось? А пёс его знает. На складе оказался ещё его брат-близнец с такими же причудами...
Вот типа такой схемы можно изобразить, описывая работу этого моста. Как это получилось? А пёс его знает. На складе оказался ещё его брат-близнец с такими же причудами...

Вот так вот , на ровном месте, специалиста средней руки можно оговорить, благодаря некачественным компонентам. Которые он в силу своих просто стандартных (читай ограниченных) знаний, как обычный ремесленник, не смог правильно продефектовать и тем самым отмазать лично себя от подобной проблемы и оговора. Чуть погодя на складе нашёлся нормальный диодный мост, который выдал очень предсказуемые результаты. Но клиент уехал так и так сильно разочарованным, ибо в одном месте сошлись два вектора: слабая квалификация и контрафактные запчасти. А это наводит на размышления о целесообразности посещений впредь. Хотя как бы победителей не судят, но видите ли время потраченное, да вид изнанки...

Для более любопытных есть подробное авторское видео по ссылке: ttps://youtu.be/Z3Zl2QiwDVE

Благодарю за прочтение и взаимопонимание.