В современной теории ведения военных действий есть несколько способов как спрятаться от глаз и приборов обнаружения противника. Камуфляж, специальные покрытия и т.д. Подробнее остановимся на стелс технологии.
Стелс или как ее еще называют стелс-технология - комплекс способов снижения заметности боевых машин в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаружения посредством специально разработанных геометрических форм и использования радиопоглощающих материалов и покрытий, что заметно уменьшает радиус обнаружения и тем самым повышает выживаемость боевой машины.
В 1962 году в издательстве «Советское радио» вышла книга П. Я. Уфимцева под названием «Метод краевых волн в физической теории дифракции» тиражом в 6500 экземпляров, в которой излагался математический аппарат, который в дальнейшем использовался в «стелс-технологии». Согласно ему, практически совершенной радиолокационной невидимостью должен был обладать летательный аппарат со слишком революционной, с точки зрения традиционной аэродинамики, формой, поэтому дальнейшие разработки в этом направлении были приостановлены. Несколько позже американские специалисты, ведя исследования по достижению радиолокационной невидимости на традиционной аэродинамической форме, также столкнулись с рядом принципиально неразрешимых трудностей; неудачный опыт модифицированной авиации во Вьетнамской войне остановил эти разработки. Чтобы понять как это все работает нужно понимать по какому принципу радары находят цель.
Интересный факт
Самолет который не могли видеть радары противника . Казалось бы он уж очень отличается от того что из себя представляет F 117 и аналогичные ему самолеты. Причина его незаметности очень проста. В конструкции корпуса самолета практически нет металлических деталей и благодаря этому первые простейшие радары просто не могли его увидеть при применении самолетами определенных тактик.
Чтобы понять как работает стелс нужно понимать базовый принцип работы радара.
В основе работы любого радара лежит принцип радиолокации. В двух словах локатор состоит из излучателя и поглотителя радиоволн. Волны рассеиваются и отражаясь от объектов принимаются улавливателем. так же на больших расстояниях от источника излучения можно считать, что радиоволны распространяются прямолинейно и с постоянной скоростью, благодаря чему имеется возможность измерять дальность и угловые координаты цели.
В радиолокации используется такой термин как ЭПР ( эффективная площадь рассеяния) ЭПР является количественной мерой свойства объекта рассеивать электромагнитную волну. Говоря простыми словами - площадь реального объекта и площадь объекта отражающего электромагнитные волны будет разной. Меняя форму объекта и материалы можно как уменьшить так и увеличить эту площадь. На этом и основан принцип "стелс".
Так, например, ЭПР бомбардировщика B-52 – это 100 квадратных метров, обычного истребителя – 3–12 квадратных метров, а самолета-невидимки, выполненного по технологии «стелс», – всего 0,3–0,4 квадратных метра. Впрочем у этого есть и другая сторона применения. когда объект маленького размера благодаря определеннной форме может на радаре отражаться как нечто в разы большее.
В теории вроде все просто. сделай самолет из материала не отражающего радиоволны и будет тебе счастье, но не все не так просто.. Следует отметить, что значительного поглощения радиоволн можно добиться только в сантиметровом диапазоне, и гораздо хуже в дециметровом. В силу физики распространения радиоволн сделать объект малозаметным в метровом диапазоне, когда длина волны сравнима с собственными размерами объекта, изменением его формы в принципе невозможно. Также на нынешнем уровне технологий невозможно добиться полного поглощения любого радиоизлучения, падающего на объект под произвольным углом. В частности средствами стелс-технологий названная задача неразрешима вовсе. Поэтому в настоящее время главная цель при выборе материалов и формы объекта (например боевого самолета) есть отражение волн в сторону от излучателя, — таким образом, часть сигнала поглощается специальными покрытиями, а остальная часть отражается так, что радиоэхо не возвращается к наблюдающей РЛС.
В настоящее время существуют два основных способа достижения этой цели:
1. Фюзеляж самолета выполняется не округлой, а угловатой формы, с прямыми поверхностями и острыми углами,
2. Фюзеляж покрывается специальным, радиопоглощающим покрытием.
Два самых ,на мой взгляд, ярких и известных представителя данного класса это F 22 и СУ-57 (T-50). можно заметить их некоторые сходства по внешнем виду. вся их угловатость как раз обусловлена применением этой технологии. хоть и между разработкой этих самолетов прошло 20 лет, что очень много для авиации.
Самолеты имеют угловатые формы, самолеты покрыты специальной покрытием и в их конструкции активно применены радиопоглащающие материалы. Все вооружение расположено во внутренних полостях самолета.
Данная технология имеет и свои отрицательные стороны.
Первая и очень серьезная сторона это значительно заниженные летные характеристики и очень высокая цена разработки и изготовления. Сложно найти компромисс в летных характеристиках и незаметности.
На программу разработки было потрачено 44 млрд долларов, а стоимость одной единицы приближалась к 2 миллиардам. Самолет имел посредственные летные данные. Всего построен 21 самолёт B-2.
Второй очевидный минус - сложность пилотирования. за штурвалы подобных самолетов всегда садились только очень опытные летчики но и им всегда было тяжело совладать с машиной имеющей аэродинамику табуретки... Было несколько случаев потери подобных самолетов именно из за сложности их пилотирования.
И наконец несмотря на всю кажущуюся неуязвимость этих самолетов современные РЛС могут их обнаружить а их несовершенная аэродинамика не даст им уйти от средств противодействия если все таки их удастся обнаружить. ведь тепловой след и визуальный контакт еще ни кто не отменял. сейчас насколько я знаю только 3 страны ведут разработку подобных самолетов - США Россия и Китай. в США имеется несколько типов самолетов часть из которых уже снята с вооружения. Мы же только начинаем серийное производство истребителя 5 поколения.