Найти в Дзене
Занятия для детей

Три способа проверить, умеет ли ребёнок считать

Оглавление

Кажется, если ребёнок проговаривает один-два-три-четыре-пять-...-десять без запинки, то он умеет считать. Делая такие выводы родители попадают в ловушку знания: обладая определённым знанием они видят верхушку айсберга и дорисовывают в воображении весь айсберг целиком. Для ребёнка-же один-два-три-четыре может быть просто набором слов, забавной скороговоркой, как стишок, или песенка, где за названиями не стоят ни начертания цифр, ни понятие количества.

2) Предлагаю посмотреть на умение считать целостно.

треугольник знания
треугольник знания

Представим знание каждой цифры в виде треугольника, где на одном углу будет название цифры, на другом начертание цифры, на третьем количество.

треугольник знания: цифра два
треугольник знания: цифра два
название + начертание + количество

Каждая сторона треугольника - это связь.

Например, ребёнок может понимать количество и знать начертание, но путаться в названиях, "именах" цифр.

Или, наоборот, знать названия, но не привязывать их ни к количеству, ни к начертанию.

Как проверить и укрепить "связи" внутри треугольника? Давайте по порядку. Укрепим связь: название + начертание

НАЗВАНИЕ + НАЧЕРТАНИЕ

  • Перед ребёнком: полянка из перемешанных цифр. Называем одну цифру и просим найти на поле. Если ребёнку тяжело, показываем цифру, потом ищем следующую, потом возвращаемся к предыдущей и ребёнок выполняет задание уже без подсказки.
  • На листе много-много цифр от 0 до 9. Взрослый обводит цифру один, озвучивает и просит найти остальные потерявшиеся циферки один.
  • Выстраиваем циферки по порядку и называем их.
  • Гуляем стрелкой часов по циферблату и называем цифры "по именам".

НАЧЕРТАНИЕ + КОЛИЧЕСТВО

  • На листе - цифры по порядку и группы предметов: одна конфета, два тапочка, три пирамиды. Задание: соединить начертание с верным количеством.
    *усложнение: цифры не по порядку, а в разнобой. И прежде чем начать соединять цифры с предметами, нужно вернуть цифры на свои места: нарисовать линию, которая нанизывает цифры в верном порядке. Когда цифра оказывается на нарисованной верёвочке - ребёнок называет её.
  • Отсчитать верное количество предметов.
  • Числовая прямая – цифры написаны в ряд, а ребёнок шагает по ней пальчиком и считает вслух.
  • Хорошо работают карточки-цифры по Н. Зайцеву, когда под каждой цифрой нарисовано десять кружочков. Часть, соответствующая цифре, закрашена, часть - пустая. Например, под цифрой 8 закрашено 8 кружочков, а 2 - пустые. Под цифрой 4 - 4 закрашено, а 6 - пустые. Такой подход помогает ребёнку усвоить цифры сразу внутри десятка и в будущем облегчат ему счёт.

КОЛИЧЕСТВО + НАЗВАНИЕ

  • Называете цифру – ребёнок отсчитывает предметы
  • Называете цифру - ребёнок выбирает правильную стайку (например, карточку с верным количеством предметов)

ОБЛАКО МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

В заключении, хочется добавить, что "треугольник" не существует сам по себе - он вплетается в целое облако математических понятий, таких как:
больше и меньше

  • выше и ниже
  • равно/столько же
  • шире и уже
  • больше и меньше
  • быстрее и медленнее
  • легче и тяжелее

и многие другие.

И если эти понятия будут нарастать в базе знаний ребёнка и плотно переплетаться друг с другом, наращивая связи с помощью разноплановых заданий, то математика будет для ребёнка интуитивно понятным и легко усваиваемым предметов в будущем.

А я, как всегда, приглашаем Вас в гости в Инстаграм - посмотреть, как проходят занятия в Мастерской Семьи ;-)

-3