Поговорим сегодня о картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи».
Бессилие гибнущих людей перед разбушевавшейся стихией. Смятение, страх, обреченность…
Выпавшая из горящей колесницы и разбившаяся молодая женщина с живым младенцем.
Молодая семья, пытающаяся укрыться плащом. Мать, обнявшая дочерей и ожидающая гибель…
Можно часами всматриваться в эти лица, столь разнообразны душевные переживания, оттенки чувств погибающих людей. За каждым человеком на этой картине стоит история жизни. Сколько судеб видим мы на этом полотне!
Сверкающие молнии, пламя вулкана и падающие скульптуры!
Картина имела грандиозный успех! Была выставлена в Риме и Милане. Карл Брюллов получил мировое признание. Привезенная в 1834 году в Санкт-Петербург, она была признана лучшим созданием текущего века.
Слева, в толпе, мы видим художника с ящиком красок на голове. Принято считать, что Карл Брюллов изобразил себя наблюдающим ужасную катастрофу и находящимся внутри неё.
Впервые в историческом полотне, где изображено конкретное событие, действуют не герои, а обыкновенные люди. Люди, прекрасные своей человечностью, проявленной в самую страшную минуту их жизни.
Глубина, высокая эмоциональность человеческих переживаний и огромная жизнеутверждающая сила, находящие отклик в сердцах людей – вот главный смысл картины, главный посыл великого художника к человечеству.