Найти тему
Мясмедиа

Другая культурная революция в Китае

Оглавление
Фото Бао Мэнлуна на Unsplash
Фото Бао Мэнлуна на Unsplash

Власти Китая отучают народ от пищевых привычек, которые уже не раз открывали вирусам лазейки в межвидовых барьерах. Список животных, которые являются сельскохозяйственными и годными к употреблению в пищу, будет согласован к 8 мая 2020 года.

Культурная эволюция

Их намерения, конечно, не тянут на новую культурную революцию, а вот революцией в культуре питания попахивает без сомнения. Высший законодательный орган Китая – постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей 24 февраля в связи с эпидемией короновирусной инфекции принял решение о запрете нелегальной торговли дикими животными. Фактически, это постановление является попыткой искоренить у населения страны привычку лакомиться мясом животных, на которые в культурных традициях большинства других народов Земли распространяется пищевое табу.

Веками в меню китайцев присутствовали летучие мыши, змеи, еноты, цапли, панголины и прочие млекопитающие, птицы, беспозвоночные и всевозможные насекомые. Едят их, конечно, не каждый день, но по особым праздникам, чтобы порадовать дорогих гостей, либо в оздоровительных целях: в традиционной китайской медицине каждому блюду из дичи приписывается какое-либо целительное свойство. Для обозначения этой разновидности мяса в китайском языке есть специальный термин 野味 (yěwèi), схожий по смыслу с нашим «дичь», но без наших пищевых табу.

Возвращаясь к решению парламента, надо сказать, что оно вступило в силу немедленно. Теперь под запретом в Китае вся торговля животными от которых люди уже подхватывали и могут ещё подхватить всякие рота- и коронавирусы, а также мясом этих животных.

Власти КНР пошли дальше: Министерство сельского хозяйства Китайской Народной Республики подготовило новый каталог генетических ресурсов животноводства, в котором отсутствуют некоторые виды животных привычные для китайского мясного меню. В него не вошли и животные-компаньоны – кошки и собаки.

Самый широкий общественный резонанс всегда вызывала привычка населения (в некоторых провинциях) использовать в пищу мясо собак. И международные и китайские общественные организации постоянно выступают против того, чтобы собак разводили для пищевых целей. По данным зоозащитных организаций в Китае ежегодно убивают ради пищи от 10 до 20 миллионов собак, среди них много таких, которые были украдены и проданы на убой.

В городах Шеньжене и Чжухае с 1 мая вступает в силу запрет употреблять в пищу собак и кошек. В материковом Китае пока никто не последовал за этими двумя муниципалитетами. В Гонконге такой запрет уже действует и нарушение его карается лишением свободы или крупным штрафом.

В китайском городе Юйлинь в день летнего солнцестояния с давних пор проводится фестиваль собачьего мяса. Появился он стихийно и не поддерживается государством. «Праздник» сопровождается убийством тысяч собак, жестокие способы убийства, практикующиеся при этом, согласно повериям, придают мясу особые целебные свойства.

Давление общественности на устроителей фестиваля и на местную власть постоянно растёт и в глазах многих китайцев эта традиция стала анахронизмом.

В Китае «быстро запрягают», но свернуть норовят на старую колею

Дурная слава фестиваля рано или поздно всё равно добила бы его, но теперь всё может произойти в рамках закона и скорее рано, чем поздно.

Проект каталога генетических ресурсов сейчас проходит общественные слушания, в него входят 31 вид животных, либо одомашненных много тысяч лет назад, либо выращиваемых в вольерах.

Все они разделены на две группы, первая включает 18 видов разрешенных к употреблению в пищу — они практически все присутствуют и в меню большинства народов Земли. Вторую группу составляют несъедобные сельскохозяйственные животные — 13 видов. В несъедобые попали наряду с пушными зверями (норка, енот, лиса) попали северный и пятнистый олени, марал, альпака, страус, цесарка и даже фазан. Их разрешается разводить для получения меха и для экспорта. Собак и кошек нет ни в первом ни во втором разделе каталога, что автоматически выводит их из числа животных, которых разрешается разводить с хозяйственными целями и употреблять в пищу.

Разработка документа была ускорена после того, как 24 февраля народные избранники КНР ввели запрет на торговлю дикими животными. Но первопричиной действий, похожих на культурную революцию, а не эволюцию, стали последствия пандемии коронавируса. Всё тоньше становятся межвидовые барьеры в условиях постоянно растущей антропогенной нагрузки на дикую природу и тесного контакта особей разного вида между собой. Такого не было за всю эволюцию жизни на Земле.

После 8 мая, когда завершатся общественные слушания и будет дана экспертная оценка каталогу генетических ресурсов сельскохозяйственных животных, он станет обязательным к исполнению. Вряд ли по мановению пера, подписавшего документ, китайцы в едином порыве бросятся его исполнять. СМИ уже сообщают, что несознательные граждане в Китае снова принялись за летучих мышей. В то же время нельзя отрицать, что положено начало культурной трансформации общества, которую можно только приветствовать.

Китай производит много мяса и много импортирует — достаточно, чтобы накормить более миллиарда человек. Современная медицина стала сильнее традиционной – именно она справляется с эпидемией. Употребление в пищу собак и кошек, ставших компаньонами для миллионов и миллионов китайцев, а также диких животных, более не является условием выживания нации, а пищевые привычки – вещь менее постоянная, чем потребность организма в мясной пище.

В статье использованы материалы публикаций ntv.ru, tass.ru