Эта скандинавская страна особенно не выделялась на фоне Норвегии и стран лидеров Евросоюза с позиции высокого удельного веса электромобилей. С ходу вспомнился лишь факт, что во многих шведских городах (более 10) общественный транспорт полностью переведен на биометан, вырабатываемый на местных биогазовых установках.
Тем не менее, Швеция последовательно наращивает присутствие электрического транспорта на местных дорогах. И даже кризис начала 2020 года пока не очень заметен, учитывая предварительные заявки потенциальных покупателей на электромобили.
Трансформация рынка Швеции. По завершении I квартала 2020 года оперативная статистика показала продолжение роста сегмента электрического транспорта. Сегодня доля электромобилей и подзаряжаемых гибридов в Швеции составляет 27,2 % от общего рынка транспортных средств.
Наиболее популярной моделью, как и во многих странах оказалась Tesla Model 3. Модель возглавила список самых продаваемых машин на электрической тяге с показателем 1 084 зарегистрированных экземпляров.
Общая картина по эксплуатируемым электромобилям и гибридам на начало апреля 2020 года в Швеции такова:
· 3 015 BEV – 10,5 % рынка;
· 4 753 PHEV – 16,7 %.
Прирост рынка за год составил для электромобилей 43 %, а гибриды прибавили 104,7 %.
Стимулирующие меры. Такая стремительная динамика обусловлена внедрением в стране бонусной системы malus. Система стимулирует покупку машин с нулевым выбросом на сумму 60 000 крон (около 5 700 евро).
При выплате бонуса учитывается, что сумма не должна превышать 25 % от цены за машину. При этом выплата производится не сразу после регистрации, а через 6 месяцев после начала эксплуатации. Этим самым предотвращаются спекуляции с электромобилем, чтобы экземпляр не перепродавался сразу после покупки.
Вместо заключения. Владельцев электромобилей Швеции не смущают суровые климатические условия страны. При этом Швеция, как отмечалось в начале, имеет положительный опыт эксплуатации транспорта на газу. Но здесь не не стали зацикливаться только на газомоторном топливе.