Я много пишу о развивающих книгах и немного даже о занятиях для дошколят. Но что делать, если малышу совсем не хочется садиться за книжки?
Расскажу о моих личных наблюдениях, и буду рада вашим ответам в комментариях. Я бы выделила несколько причин, почему ребенок не хочет заниматься и что с этим всем делать.
Первая и очень частая причина, вы выбрали не подходящее время. Даже маленький ребенок личность и он вполне может быть не готов заниматься в моменте. Может быть он настроен бегать и кричать, а вы предлагаете сидеть и рисовать?
Я вспоминаю историю из своего детства: дома я разбросала все игрушки, в комнате был полнейший хаос. А через какое-то время мне пора было на занятие в музыкальную школу. И мама не отпускала меня гулять, пока я не приберу игрушки. Так вот всю дорогу до занятия я просто ревела, потому что не хотела в тот момент убираться, ни в какую не хотела. Представляете, эту историю и свою обиду и непонимание я помню до сих пор. Поэтому, учитывайте желания ребенка.
Видите, что ему хочется активности - сделайте упражнения для развития крупной моторики (Тут рассказывала наш опыт занятий танцевально-двигательной терапией с психологом). Ребенок спокоен - предложите ему позаниматься по книжкам. Он усталый и вялый - поиграйте в спокойные игры или займитесь тем, что не требует сильной концентрации (поклейте наклейки, полепите из теста или порисуйте красками). Именно поэтому у нас несколько разных книг для занятий: в одной клеем и режем, в другой рисуем линии, в третьей учим цифры и т.д.
Вы не посвящаете себя занятию полностью. Одной рукой кликаете по ноутбуку, каждые две минуты отвечаете на смс-ки или устремили свой взор в телевизор - ребенок чувствует, что занятия - это что-то неинтересное и скучное (родитель же скучает). Я стала замечать, что дочка быстро теряет интерес к процессу, когда я сама не включена. Поэтому, я взяла за правило во время занятий ни на что не отвлекаться. Ясно, что вы не можете тратить на ребенка 24 часа в сутки, но столько и не надо. Посвятите полноценно ребенку полчаса: без телефонов, ноутбуков и прочего. И со временем (не сразу, конечно) ребенок втянется в занятия и сам будет просить вас позаниматься с ним.
Не слишком давите на ребенка. Конечно, малыш может запоминать такие объемы данных и так быстро развивается, что взрослому уже не догнать. Но не пытайтесь научить его всему и сразу. Чем младше ребенок, тем меньше времени он может быть сконцентрирован на одном занятии.
Меняйте деятельность: после изучения букв и цифр попрыгайте, после чтения поиграйте в машинки. Вспомните школьные уроки, когда под большим объемом информации ваш мозг вообще отказывался что-либо воспринимать. Как вам было? Вот и вашему малышу ничуть не веселее тридцать минут повторять цифру 6.
Если малыш отвлекается во время занятия, попробуйте мягко вернуть его к теме (пример: сынок, мы с тобой искали, чем картинки отличаются, поможешь мне?). Но если видите, что он устал и не настроен заниматься - пусть лучше поиграет. Ни разу не видела, чтобы занятия из-под палки приносили отличный результат.
Не воспринимайте занятия с ребенком как обязательную программу и наказание (для вас и ребенка). Это увлекательный способ научить малыша новому. Старайтесь подстраиваться под ребенка и потом он начнет подстраиваться под вас. У моей дочки, например, сейчас период, когда она ни в какую не хочет собирать мозаики (до этого очень любила), но если ей хочется провести время со мной, а я занята и отказываюсь даже заниматься сейчас, она предлагает то, что мне точно понравится: мама, давай соберем мозаику :)
А ваши дети любят заниматься или сложно их усадить и успокоить?
50 идей, чем заняться дома с ребенком
Пальчиковые игры от воспитателя
Что такое общая моторика и почему ее надо развивать