Найти в Дзене
Патриотка Дагестана

Как дагестанцев спасли от депортации...

Несостоявшийся арест еще одного народа Даниялов стал партийным руководителем Дагестана в конце 30-х годов и пробыл в этой должности до 1968 г. (З0 лет! Да ещё каких!) В 1970 году он с "вершин" власти, "отступив на заранее подготовленные позиции" в науку, перешел на работу в Институт востоковедения и защитил докторскую диссертацию о социалистическом строительстве в Дагестане. Ее не утверждали, так как многие дагестанские ученые и деятели культуры опротестовали эту работу, помня о старых грехах Даниялова, проводившего в жизнь жестокую сталинскую политику репрессий. Никто из этих людей не догадывался, что при всем том Даниялов - благодетель и даже спаситель своего народа. В конце войны, когда калмыки, балкарцы, чеченцы были уже выселены и вымирали от холода, голода и тоски по родине в Сибири и Казахстане, Сталин отдал приказ выселить народы Дагестана. Даниялов получил предписание содействовать этой акции и был, видимо, единственным человеком, который во всем народе знал о предстоящей тр

Несостоявшийся арест еще одного народа

Даниялов стал партийным руководителем Дагестана в конце 30-х годов и пробыл в этой должности до 1968 г. (З0 лет! Да ещё каких!) В 1970 году он с "вершин" власти, "отступив на заранее подготовленные позиции" в науку, перешел на работу в Институт востоковедения и защитил докторскую диссертацию о социалистическом строительстве в Дагестане. Ее не утверждали, так как многие дагестанские ученые и деятели культуры опротестовали эту работу, помня о старых грехах Даниялова, проводившего в жизнь жестокую сталинскую политику репрессий. Никто из этих людей не догадывался, что при всем том Даниялов - благодетель и даже спаситель своего народа.

В конце войны, когда калмыки, балкарцы, чеченцы были уже выселены и вымирали от холода, голода и тоски по родине в Сибири и Казахстане, Сталин отдал приказ выселить народы Дагестана. Даниялов получил предписание содействовать этой акции и был, видимо, единственным человеком, который во всем народе знал о предстоящей трагедии. От Махачкалы до Дербента на 200-300 километров стояли пустые товарные вагоны, подготовленные к операции переселения. И, тут Даниялов не выдержал и, спасая свой народ, пошел на смертельный риск. Он поехал в Москву. Через Микояна вышел на Берия и попытался сделать его своим союзником по спасениею Дагестана. Берия разговаривал с ним презрительно-иронично:

- Не понимаю, тебе что, жизнь надоела! Ты ведь знаешь что уже есть приказ Сталина. Ты что, против?! Тогда стань к стенке и в порядке одолжения я лично тебя расстреляю.

Разговор с Берия не дал положительных результатов, и было ясно, что через день - другой он получит санкцию от Сталина на арест Даниялова. Однако Даниялов уже шел на ва-банк. Через того же Микояна он попадает на прием к Сталину.

Данилову удалось отчасти убедить, отчасти даже запугать Сталина: мол, дагестанцы - преданный советской власти народ, это большой народ, имеющий опыт борьбы за свободу, в годы царизма, имеющий традиции газавата, традиции Шамиля. Война Шамиля с Россией имела международный резонанс. Сейчас акция выселения не пройдет бесследно и бескровно. Тихо, и мирно провести ее не удастся, народ уйдет в горы и будет сопротивляться. Это отвлечет силы от фронта. Нет смысла проводить эту акцию.

Неожиданно Сталин встал и гостеприимно сказал:

- Хорошо! Не будем выселять, только дай в армию 30 тысяч солдат. Сумеешь!

- Сумею.

Даниялов благополучно вернулся в Махачкалу и срочно поставил а армию 30 тысяч дагестанцев сверх всех мобилизационных норм. Большинство из них не вернулись с войны, так как они оказались или слишком молоды, или слишком стары. Дагестан не знает о своем спасителе, которому он когда-нибудь, возможно, поставит памятник и которого воспринимает только с одной, известной ему стороны - палач своего народа. И это правда, но не вся. Он палач - спаситель.

Источник:

Сталиниада. М. 1992.

Имя Имама Шамиля спас Дагестан не один раз... И еще не раз спасет.