Найти тему
Ирина Ястребова

ПРЕВРАТИЛ ЗАИКАНИЕ В СИЛУ. Джон Скэтмэн

Все еще мучительно пытаетесь вспомнить где же вы могли слышать имя Скэтмэн? Что ж вот вам более очевидная подсказка.

Песня "ski-ba-bop-ba-dop-bop"
Песня "ski-ba-bop-ba-dop-bop"

Когда я впервые услышал эту песню, то отнеслась к ней не как к одному из многочисленных попсовых танцевальных треков. Для меня в этом напеве Скэтмэна было что-то пронзительная, трогательная и даже грустная. Почему-то мне стало интересно, что это за дядька такой. Но в тот момент я как-то позабыла про Скэтмэна. и вот не так давно я снова наткнулась на него и в этот раз уже не упустила случая подробнее изучить его биографию и мне однозначно есть что вам рассказать.

Эта статья посвящена истории жизни виртуозного музыканта, добрейшего человека и, на мой взгляд, одного из самых недооцененных артистов на этой планете. Итак, поехали!

-3

Скэтмэн Джон родился 13 марта 1942 года в калифорнии. Само собой и Скэтмэн это всего лишь псевдоним в реальной жизни нашего героя звали Джон Пол Ларкин. У мальчика могло быть самое обычное детство. Если бы не одно НО! С самого рождения Джон страшно заикался. Повзрослев, он научился более-менее управлять своей речью, но будучи ребенком даже самую простую фразу выговаривал только с 5-6 попытки. Само собой парень моментально стал белой вороной и посмешищем в детском коллективе.

Примерно в шестом классе я должен был встать перед всеми и попытаться пересказать материал, который мы проходили. Я выходил к доске, начинал плакать и возвращался на место - у меня не получалось произнести не единого слова.

Мальчик ожидаемо рос очень замкнутым и стеснительным из-за

своих проблем с речью. Он не мог нормально общаться со сверстниками и хоть каким-то спасением от одиночества для ребенка стала музыка. И это неудивительно. Ведь Джон рос в очень музыкальной семье и уже с младенчества смог прикоснуться к удивительному миру музыки.

Когда я был младенцем, и мама баюкала меня - она порой напевала. Она рассказывала мне, что до того, как я произнес первые слова, я уже пытался подпевать ей. Вот так я получил от мамы "музыкальную прививку" уже в очень раннем, раннем возрасте.

В 12 лет в жизни Джона наконец-то появляется собственный музыкальный инструмент. Тогда же в детстве Джон потихоньку учиться своей узнаваемой манере пения. Это высокохудожественная тарабарщина называется "Скэт". Такая вокальная техника пришла из джаза и в ней голос используется для имитации музыкального инструмента.

Кумиру юного Джона великие джазовые музыканты Луи Армстронг и Элла Фицджеральд как раз были мастерами "Скэта".

Парню сам бог велел начать практиковаться в этом стиле, потому что речевая гимнастика, которую Джон делал для преодоления заикания очень похожа на "Скэт".

В итоге когда Джон вырос, он стал джазовым пианистом. Несмотря на свои успехи в освоении "Скэта", он долгие годы не решался петь боясь что публика поймет, что он заика и высмеет его. По вечерам он играл в клубах и отелях Лос-Анджелеса, спрятавшись от мира и от себя за черными очками.

Необходимо отметить, что джазовая тусовка Лос-Анджелеса отличалась в те годы двумя вещами: сумасшедшей конкуренцией и присутствием алкоголя и наркотиков в жизни музыкантов. Из огромного множества талантов, пробиться к успеху получалось у единиц. Остальные же год за годом продолжали выступать в небольших клубах, при этом топя свое творческое разочарование в выпивке и наркотическом тумане.

Так случилось и с Джоном. К 40 годам, он настолько опустился, что его вредные привычки начали ставить под угрозу не только способность играть но и саму его жизнь. Но в 1986 году произошло сразу несколько событий, которые заставили Джона круто изменить свою жизнь.

-5

Во-первых, он выпустил сольный джазовый альбом, на котором попытался петь. Однако альбом остался совершенно незамеченным и его провал вогнал Джона в творческую депрессию. Во-вторых, его друг 40-летний, музыкант Джо Фаррелл умер от передозировки наркотиков. И в-третьих, Джон встретил свою будущую жену Джуди, которые своей верой в его талант, вдохновила Джона на перемены в жизни.

Джон вместе с женой Джуди
Джон вместе с женой Джуди

В итоге, он отказался от наркотиков и однажды предложил Джуди переехать в Европу подальше от сумасшедшей конкуренции Лос-Анджелеса. Недолго думая, они собрали вещи сдали свою квартиру и уехали искать счастья в Берлин.

Шел 1994 год. Джон уже несколько лет выступал в Европе в барах отелях и на круизных судах все также придерживаясь классического, грозового стиля разбавляя его своим "Скэтом". А в Европе тем временем гремел стиль под названием "ЕвроДэнс", который максимально отличался от всего того, что делал Джон.

И вот летом 1994 года, друг Джона и его менеджер Манфред Зайрингер позвонил ему с неожиданным предложением: соединить скэт-исполнения Ларкина с евро-музыкой и рэпом. Сказать, что Джон был шокирован этим предложением значит ничего не сказать. И в итоге поразмыслив некоторое время, Джон отправился в студию и после шести часов работы появился его первый сингл "Scatman", которому суждено было сделать Джона знаменитым.

В 52 года Джон Ларкин проснулся звездой, вернее не Джон Ларкин, а Джон Скэтмэн, ведь сразу после выхода сингла певец взял себе псевдоним. К сожалению, на волне интереса к необычному для поп-сцены имиджу Скэтмэна с его усами и черной шляпой, и на волне восторга от его манеры стрелять словами будто из пулемета, многие упустили из вида смысл песни.

А ведь это была не просто танцевальная лабуда. Это был манифест в поддержку заикающихся детей. Джон, который сам прошел через аналогичные трудности, в песне рассказывал о себе и пытался убедить заикающихся детей, что их состояние совсем не приговор. В итоге Скэтмэн был отмечен премией за заслуги перед сообществом заикающихся.

-7

Еще обидно, что этот музыкальный стиль, в котором Джон добился успеха во многом ограничивал его. "ЕвроДенс", прямо скажем, довольно незатейливая примитивная музыка, которая быстро устарела и пропала с радаров.

Возможно отчасти именно из-за работы в этом жанре Скэтмэн оказался так быстро позабыт, а ведь будучи профессиональным джазовым музыкантам, он мог предложить гораздо более глубокую музыку. Та же самая песня "scatman" звучит совершенно по-другому в живом исполнении, гораздо музыкальнее и богаче. Вообще Скэтмэн никогда не забывал о том, что он джазовый музыкант и пользуясь своей популярностью старался вплетать элементы джаза в свои хиты и популяризировать этот стиль.

титульная песня со второго альбома Скэтмэна под названием "Everybody Jam" это своеобразная дань уважения его музыкальному кумиру Луи Армстронгу. Луи стоял у истоков джаза в начале 20 века и многое сделал для развития этого музыкального стиля. Кстати в этой песне Скэтмэн называет Армстронга "Сатч/Сатчмо". Эта кличка сокращенный вариант словосочетания "Satchel mouth", что примерно переводится, как рот-сумка.

-8

Современники называли так Луи, потому что у того был огромный рот. Ходили даже байки, что будучи мальчишкой и выступая перед публикой на улицах, Луи умудрялся прятать заработанные монетки во рту, чтобы их не отобрали. Луи Армстронг был выдающимся трубачом и Скэтмэн взял отрывки его игры и вставил их в свою песню.

Поразительно все-таки, что джазовый музыкант, которому уже за пятьдесят, добился признания у молодежи. Это лишний раз доказывает, что настоящее искусство универсально для всех возрастов.Чтобы обратить на себя внимание детей и подростков, не нужно молодиться, изменять себе и обливаться говном в кадре. Достаточно быть честным и искренним.

Правда став поп-звездой, сам Скэтмэн все-таки претерпел одну маленькую трансформацию. Он пробил себе мочку уха и вставил сережку. Но в остальном это был все тот же мужчина, который многое повидал и испытал на своем веку. Ему было плевать на свой звездный статус, он был нужен ему только для того, чтобы делиться своим опытом и пытаться помочь людям.

Честно говоря, когда я вдумчиво послушала песни Скэтмэна, я была поражёна, потому что никак не ожидала встретить такой важный, глубокий, жизнеутверждающий посыл в незатейливой танцевальной музыке.

-9

Концепция мира Скэтмэна или Скэтландии красной нитью тянется сквозь творчество Скэтмена. Джон Ларкин пел о том, что есть волшебная страна Скэтландия, в которой нет боли, зла и предательство, в которой все счастливы и любимы. Джон Скэтмэн верил, что стоит только захотеть, и каждый: и ребенок и взрослый может оказаться в этой волшебной стране.

К 1998 году, всего за четыре года работы Скэтмэн выпустил два альбома и усердно работал над третьим. Джон был уже немолодым человеком и от такой работы на износ, у него начались проблемы со здоровьем. Первоначально врачи диагностировали переутомление, но позже оказалось что все гораздо серьезнее - это был рак легких. Несмотря на этот страшный диагноз, Джон продолжил работу над альбомом.

Летом 1999 года альбом был готов, но Скэтмэн и здесь не отступился и отправился в тур по городам США в поддержку альбома. 26 ноября 1999 года Джон потерял сознание прямо на сцене и ровно через неделю артиста не стало. Короткая, но настолько яркая история Скэтмэна подошла концу.

-10

Теперь и вы знаете эту историю. Скэтмэн, дядечка в черной шляпе и со смешными усами, в итоге, оказался совершенно не тем, кем кажется на первый взгляд.

Такие и его песни. Вроде бы незатейливые и простые, но при этом очень глубокие. Читая комментарии к его песням Скэтмэна на YouTube, я увидела, что люди помнят Джона, его наследие. И пусть этих людей не так много, но наверное этом случае, когда качество важнее количества, думаю, Джон был бы доволен!

Дорогие друзья, про кого бы вы прочитали в следующей статье? Делитесь в комментариях и ставьте лайк!