Все еще мучительно пытаетесь вспомнить где же вы могли слышать имя Скэтмэн? Что ж вот вам более очевидная подсказка.
Когда я впервые услышал эту песню, то отнеслась к ней не как к одному из многочисленных попсовых танцевальных треков. Для меня в этом напеве Скэтмэна было что-то пронзительная, трогательная и даже грустная. Почему-то мне стало интересно, что это за дядька такой. Но в тот момент я как-то позабыла про Скэтмэна. и вот не так давно я снова наткнулась на него и в этот раз уже не упустила случая подробнее изучить его биографию и мне однозначно есть что вам рассказать.
Эта статья посвящена истории жизни виртуозного музыканта, добрейшего человека и, на мой взгляд, одного из самых недооцененных артистов на этой планете. Итак, поехали!
Скэтмэн Джон родился 13 марта 1942 года в калифорнии. Само собой и Скэтмэн это всего лишь псевдоним в реальной жизни нашего героя звали Джон Пол Ларкин. У мальчика могло быть самое обычное детство. Если бы не одно НО! С самого рождения Джон страшно заикался. Повзрослев, он научился более-менее управлять своей речью, но будучи ребенком даже самую простую фразу выговаривал только с 5-6 попытки. Само собой парень моментально стал белой вороной и посмешищем в детском коллективе.
Примерно в шестом классе я должен был встать перед всеми и попытаться пересказать материал, который мы проходили. Я выходил к доске, начинал плакать и возвращался на место - у меня не получалось произнести не единого слова.
Мальчик ожидаемо рос очень замкнутым и стеснительным из-за
своих проблем с речью. Он не мог нормально общаться со сверстниками и хоть каким-то спасением от одиночества для ребенка стала музыка. И это неудивительно. Ведь Джон рос в очень музыкальной семье и уже с младенчества смог прикоснуться к удивительному миру музыки.
Когда я был младенцем, и мама баюкала меня - она порой напевала. Она рассказывала мне, что до того, как я произнес первые слова, я уже пытался подпевать ей. Вот так я получил от мамы "музыкальную прививку" уже в очень раннем, раннем возрасте.
В 12 лет в жизни Джона наконец-то появляется собственный музыкальный инструмент. Тогда же в детстве Джон потихоньку учиться своей узнаваемой манере пения. Это высокохудожественная тарабарщина называется "Скэт". Такая вокальная техника пришла из джаза и в ней голос используется для имитации музыкального инструмента.
Кумиру юного Джона великие джазовые музыканты Луи Армстронг и Элла Фицджеральд как раз были мастерами "Скэта".
Парню сам бог велел начать практиковаться в этом стиле, потому что речевая гимнастика, которую Джон делал для преодоления заикания очень похожа на "Скэт".
В итоге когда Джон вырос, он стал джазовым пианистом. Несмотря на свои успехи в освоении "Скэта", он долгие годы не решался петь боясь что публика поймет, что он заика и высмеет его. По вечерам он играл в клубах и отелях Лос-Анджелеса, спрятавшись от мира и от себя за черными очками.
Необходимо отметить, что джазовая тусовка Лос-Анджелеса отличалась в те годы двумя вещами: сумасшедшей конкуренцией и присутствием алкоголя и наркотиков в жизни музыкантов. Из огромного множества талантов, пробиться к успеху получалось у единиц. Остальные же год за годом продолжали выступать в небольших клубах, при этом топя свое творческое разочарование в выпивке и наркотическом тумане.
Так случилось и с Джоном. К 40 годам, он настолько опустился, что его вредные привычки начали ставить под угрозу не только способность играть но и саму его жизнь. Но в 1986 году произошло сразу несколько событий, которые заставили Джона круто изменить свою жизнь.
Во-первых, он выпустил сольный джазовый альбом, на котором попытался петь. Однако альбом остался совершенно незамеченным и его провал вогнал Джона в творческую депрессию. Во-вторых, его друг 40-летний, музыкант Джо Фаррелл умер от передозировки наркотиков. И в-третьих, Джон встретил свою будущую жену Джуди, которые своей верой в его талант, вдохновила Джона на перемены в жизни.
В итоге, он отказался от наркотиков и однажды предложил Джуди переехать в Европу подальше от сумасшедшей конкуренции Лос-Анджелеса. Недолго думая, они собрали вещи сдали свою квартиру и уехали искать счастья в Берлин.
Шел 1994 год. Джон уже несколько лет выступал в Европе в барах отелях и на круизных судах все также придерживаясь классического, грозового стиля разбавляя его своим "Скэтом". А в Европе тем временем гремел стиль под названием "ЕвроДэнс", который максимально отличался от всего того, что делал Джон.
И вот летом 1994 года, друг Джона и его менеджер Манфред Зайрингер позвонил ему с неожиданным предложением: соединить скэт-исполнения Ларкина с евро-музыкой и рэпом. Сказать, что Джон был шокирован этим предложением значит ничего не сказать. И в итоге поразмыслив некоторое время, Джон отправился в студию и после шести часов работы появился его первый сингл "Scatman", которому суждено было сделать Джона знаменитым.
В 52 года Джон Ларкин проснулся звездой, вернее не Джон Ларкин, а Джон Скэтмэн, ведь сразу после выхода сингла певец взял себе псевдоним. К сожалению, на волне интереса к необычному для поп-сцены имиджу Скэтмэна с его усами и черной шляпой, и на волне восторга от его манеры стрелять словами будто из пулемета, многие упустили из вида смысл песни.
А ведь это была не просто танцевальная лабуда. Это был манифест в поддержку заикающихся детей. Джон, который сам прошел через аналогичные трудности, в песне рассказывал о себе и пытался убедить заикающихся детей, что их состояние совсем не приговор. В итоге Скэтмэн был отмечен премией за заслуги перед сообществом заикающихся.
Еще обидно, что этот музыкальный стиль, в котором Джон добился успеха во многом ограничивал его. "ЕвроДенс", прямо скажем, довольно незатейливая примитивная музыка, которая быстро устарела и пропала с радаров.
Возможно отчасти именно из-за работы в этом жанре Скэтмэн оказался так быстро позабыт, а ведь будучи профессиональным джазовым музыкантам, он мог предложить гораздо более глубокую музыку. Та же самая песня "scatman" звучит совершенно по-другому в живом исполнении, гораздо музыкальнее и богаче. Вообще Скэтмэн никогда не забывал о том, что он джазовый музыкант и пользуясь своей популярностью старался вплетать элементы джаза в свои хиты и популяризировать этот стиль.
титульная песня со второго альбома Скэтмэна под названием "Everybody Jam" это своеобразная дань уважения его музыкальному кумиру Луи Армстронгу. Луи стоял у истоков джаза в начале 20 века и многое сделал для развития этого музыкального стиля. Кстати в этой песне Скэтмэн называет Армстронга "Сатч/Сатчмо". Эта кличка сокращенный вариант словосочетания "Satchel mouth", что примерно переводится, как рот-сумка.
Современники называли так Луи, потому что у того был огромный рот. Ходили даже байки, что будучи мальчишкой и выступая перед публикой на улицах, Луи умудрялся прятать заработанные монетки во рту, чтобы их не отобрали. Луи Армстронг был выдающимся трубачом и Скэтмэн взял отрывки его игры и вставил их в свою песню.
Поразительно все-таки, что джазовый музыкант, которому уже за пятьдесят, добился признания у молодежи. Это лишний раз доказывает, что настоящее искусство универсально для всех возрастов.Чтобы обратить на себя внимание детей и подростков, не нужно молодиться, изменять себе и обливаться говном в кадре. Достаточно быть честным и искренним.
Правда став поп-звездой, сам Скэтмэн все-таки претерпел одну маленькую трансформацию. Он пробил себе мочку уха и вставил сережку. Но в остальном это был все тот же мужчина, который многое повидал и испытал на своем веку. Ему было плевать на свой звездный статус, он был нужен ему только для того, чтобы делиться своим опытом и пытаться помочь людям.
Честно говоря, когда я вдумчиво послушала песни Скэтмэна, я была поражёна, потому что никак не ожидала встретить такой важный, глубокий, жизнеутверждающий посыл в незатейливой танцевальной музыке.
Концепция мира Скэтмэна или Скэтландии красной нитью тянется сквозь творчество Скэтмена. Джон Ларкин пел о том, что есть волшебная страна Скэтландия, в которой нет боли, зла и предательство, в которой все счастливы и любимы. Джон Скэтмэн верил, что стоит только захотеть, и каждый: и ребенок и взрослый может оказаться в этой волшебной стране.
К 1998 году, всего за четыре года работы Скэтмэн выпустил два альбома и усердно работал над третьим. Джон был уже немолодым человеком и от такой работы на износ, у него начались проблемы со здоровьем. Первоначально врачи диагностировали переутомление, но позже оказалось что все гораздо серьезнее - это был рак легких. Несмотря на этот страшный диагноз, Джон продолжил работу над альбомом.
Летом 1999 года альбом был готов, но Скэтмэн и здесь не отступился и отправился в тур по городам США в поддержку альбома. 26 ноября 1999 года Джон потерял сознание прямо на сцене и ровно через неделю артиста не стало. Короткая, но настолько яркая история Скэтмэна подошла концу.
Теперь и вы знаете эту историю. Скэтмэн, дядечка в черной шляпе и со смешными усами, в итоге, оказался совершенно не тем, кем кажется на первый взгляд.
Такие и его песни. Вроде бы незатейливые и простые, но при этом очень глубокие. Читая комментарии к его песням Скэтмэна на YouTube, я увидела, что люди помнят Джона, его наследие. И пусть этих людей не так много, но наверное этом случае, когда качество важнее количества, думаю, Джон был бы доволен!
Дорогие друзья, про кого бы вы прочитали в следующей статье? Делитесь в комментариях и ставьте лайк!