Когда есть свободное время и заряженный проездной, то можно увидеть столицу с точки зрения туриста, проезжая по одному из маршрутов наземного общественного транспорта. Присаживайтесь поудобнее у окна, готовьтесь увидеть интересные достопримечательности и городские виды из окна автобуса, троллейбуса или трамвая. В путь!
1) Автобусный маршрут т7
До недавнего времени по 7-ому маршруту ходил троллейбус, но правительство взяло странный курс по замене троллейбусов на автобусы и на электробусы. Сегодня на «семёрке» ходят автобусы, и это, на мой взгляд самый интересный маршрут, который можно использовать как туристический.
Стартуем из самого центра столицы, у Большого Каменного моста и отправляемся в путь через старинную улицу Большая Якиманка с примерами интересной архитектуры, далее проезжаем Ленинский проспект, знаменитый памятник Гагарину, одну из самых зелёных улиц – Косыгина. На ней расположена известная смотровая площадка на Воробьёвых горах, откуда открываются крутые виды на Лужники, реку, центр и сами горы. Затем маршрут выйдет на Бережковскую набережную, с которой откроется обзорный вид на Новодевичий монастырь, далее на Киевский вокзал и площадь Европы. С Большой Дорогомиловской улицы и Кутузовского проспекта открываются виды на главную архитектурно-деловую доминанту города – Москву-Сити. Вы проедетесь по Кутузовскому проспекту, одной из самых престижных магистралей города для проживания, увидите здание музея «Бородинская битва» и знаменитую триумфальную арку на площади Победы. Там автобус заканчивает свой маршрут, а прогулку можно продолжить на Поклонной горе и в Парке Победы.
2) Автобусный маршрут м27
Один из так называемых магистральных маршрутов – удлинённая версия ранее ходившего здесь троллейбуса маршрута 16.
Стартуем у Карачаровского путепровода на Рязанском проспекте. По пути увидим Покровский женский монастырь, Таганскую площадь – страх и ужас любого начинающего автомобилиста, старинную архитектуру Верхней Радищевской и Яузской улиц, знаменитую сталинскую высотку на Котельнической набережной. Далее маршрут «ныряет» в самый центр и проезжает улицу Солянка, Лубянский проезд, а после Лубянской площади проезжает северную часть так называемого «кремлёвского кольца», где можно увидеть Большой театр, здание Госдумы, Манежную площадь, здание Исторического музея, Манеж, Александровский сад и некоторые башни Московского Кремля. Далее вы проедетесь по короткой, но старинной улице Воздвиженка, где расположено здание, сочетающее элементы модерна и эклектики, представляющее собой уникальный для московской архитектуры образец яркой и экзотической стилизации в неомавританском духе, более известное как особняк Морозова.
Далее маршрут охватывает знаменитый Новый Арбат с его домами-книжками, после чего выезжает к площади Свободной России, где расположен Белый Дом. Проехав Новоарбатский мост через Москву-реку, справа можно увидеть ещё одну знаменитую сталинскую высотку гостиницы «Украина» в самом начале Кутузовского проспекта. Далее путь автобуса пройдёт по проспекту до площади Победы, аналогично маршруту т7.
3) Автобусный маршрут Б
Знаменитая «Букашка», которые последние несколько лет представлена автобусами курсирует по Садовому кольцу. Поэтому, откуда бы вы не стартанули, туда же вы и приедете.
Мой первый заезд был в 1999 году, тогда я думал, что Садовое кольцо и кольцевая линия метрополитена совпадают. Каково же было моё удивление, когда мы проезжали Сухаревскую, Красные ворота, Смоленскую и Маяковскую, которые не находятся на кольцевой.
Раньше троллейбус ездил через все тоннели, которые имеются на Садовом. Сегодня же автобус едет только через Новоарбатский тоннель и тоннель через Триумфальную площадь, а остальные минует сверху, что позволяет больше охватить, но с увеличенным временем в пути.
4) Автобусный маршрут А
Когда-то это был коротенький маршрут рядом со станцией метро «Университет», но сегодня он перекинут для более масштабного охвата в центр.
Стартуем у знаменитой площади трёх вокзалов, архитектурной доминантой которой является одна из сталинских высоток – гостиница «Ленинградская». Через некоторое время автобус проедет мимо ещё одной высотки «здание на Красных воротах» и уйдёт на Садовое кольцо.
Поворачиваем на Цветной бульвар, там находится знаменитый цирк Никулина и известная скульптура Юрию Владимировичу с автомобилем. Автобус далее выходит на Бульварное кольцо и едет по нему до улицы Остоженка. По пути можно увидеть Пушкинскую площадь, площадь Никитские ворота и здание ТАСС, Гоголевский бульвар и храм Христа Спасителя.
Остоженка – одна из старинных улиц Москвы, на ней расположено самое элитное и дорогое жильё на сегодня в столице. С Крымской эстакады вы снова увидите Садовое, откроется вид на Крымский мост и парк Горького. Затем автобус проследует по широкому Комсомольскому проспекту (второе «комсомольское название» на пути после площади) мимо Дворца Молодёжи и жилых сталинских домов, закончив свой путь перед Лужнецким метромостом.
5) Автобусный маршрут 255
Ходит нечасто, но путь следования довольно интересный. Стартуем с Лужнецкой набережной, на противоположном берегу можно увидеть здание РАН и Андреевский монастырь. Маршрут охватывает большую часть улицы Хамовнический вал, затем поворачивает к Новодевичьему монастырю. На пути следования – самая «медицинская» улица – Большая Пироговская, а далее знаменитое Девичье поле.
Проехав Садовое кольцо, автобус выезжает на прекрасную старинную улицу Пречистенка и мимо храма Христа Спасителя выходит на центральные набережные вдоль Москвы-реки. На сегодняшний день это единственный маршрут, который едет вдоль Кремля со стороны реки
Далее на пути у автобуса площадь Яузские ворота и высотка на Котельнической набережной. Ну и до Таганской площади автобус едет аналогично м27, там у него конечная.
6) Автобусный маршрут м6
Ранее именовался автобусом №6 и стартовал от Павелецкого вокзала. В «лужковские» времена был один из самых крутых маршрутов для обзора города.
В промзону Силикатных проездов углубляться смысла не вижу, поэтому стартуем от станции метро Полежаевская. Проезжаем Хорошёвское шоссе, далее через Ваганьковский путепровод попадаем на улицу 1905 года. Движемся по улице Красная Пресня, мимо Зоопарка и попадаем на Баррикадную улицу, одну из немногих в Москве, вымощенную брусчаткой. Там же стоит сталинская высотка «Жилой дом на Кудринской площади». Квартира именно в этом здании снималась в первой части фильма «Москва слезам не верит».
Далее автобус едет по всей длине Большой Никитской улицы, где расположено много известной и старинной архитектуры, из которой самые знаменитые: здание ТАСС, Консерватория им. Чайковского, театр им. Маяковского и множество других. Затем на пути следования оказывается знаменитая Моховая улица, где можно увидеть Дом Пашкова, памятник Князю Владимиру, Александровский сад и Кремль.
Проехав Большой Каменный мост, автобус заезжает на улицу Большая Полянка – ещё одну старинную центральную улочку. Затем через Люсиновскую улицу вы окажетесь на Серпуховской заставе. Здесь можно увидеть памятник князю Даниилу Московскому и знаменитое здание Московского монетного двора, и дом-корабль на Большой Тульской улице. Маршрут заканчивается на Варшавском шоссе у станции метро Нагатинская.
7) Трамвайный маршрут А
Давайте разнообразим дизельные покатухи электротранспортом на рельсах.
Знаменитая «Аннушка» стартует от чистых прудов, скользя по своей железной магистрали через Бульварное кольцо до Яузских ворот. Затем трамвай пробирается через Новокузнецкую улицу и пересекает Садовое кольцо в районе Павелецкого вокзала. На пути следования – старинная Дубининская улица, которая после Жукова проезда сужается до двух полос.
Выходя на Даниловский вал, трамвай проезжает мимо Данилова монастыря и выходит к Серпуховской заставе. У поворота на улицу Шаболовка расположен интересный Донской монастырь. С трамвая его не очень видно, но там можно выйти, чтоб прогуляться. Место стоящее.
Трамвай проезжает всю Шаболовку и завершает путь на Калужской площади у старейшего трамвайного депо имени Апакова.
8) Автобусный маршрут м1
Довольно длинный маршрут, который охватывает половину Ленинского проспекта, центр Москвы, весь Ленинградский проспект и часть Волоколамского шоссе. Кстати, Ленинградский проспект является самой широкой улицей Москвы, а Ленинский – на втором месте.
Ленинский проспект застроен преимущественно жилыми домами, но есть и много интересных исторических зданий, особенно на участке от площади Гагарина до Калужской площади.
Центр охватывается по улице Большая Якиманка, Моховая и знаменитая Тверская, которая плавно перетекает в 1-ю Тверскую-Ямскую. После Белорусского вокзала начинается Ленинградский проспект, где находится знаменитый стадион Динамо, Петровский путевой дворец, много интересных жилых домов.
Автобус заканчивает свой маршрут у лесопарка Покровское-Стрешнево, прекрасной природной зоны Москвы, рекомендуемой к посещению.
9) Автобусный маршрут 15
Ранее по этому маршруту ходил троллейбус №15, но теперь тут автобус с таким же номером, так как в реестре маршрутов он оказался не занят.
Стартуем от Новодевичьего монастыря, далее по Большой Пироговской и Пречистенке попадаем на Бульварное кольцо. Путь от Кропоткинской до Петровских ворот аналогичен маршруту А.
Автобус проезжает сад Эрмитаж, Селёзневскую улицу и выходит к Суворовской площади, где расположен Театр Российской Армии. На улице Советской Армии расположены музейные комплексы, посвящённые армейской тематике. Затем автобус проезжает Марьину Рощу и въезжает в район Останкино. Можно увидеть во всей красе телебашню, а также Останкинский пруд с усадьбой. На улице Академика Королёва можно увидеть монорельсовую транспортную систему, которая сейчас работает в экскурсионном режиме. Заканчивается маршрут на ВДНХ, знаменитом выставочном центре страны.
10) Троллейбусный маршрут №20
Ну и давайте под конец разнообразим список одним троллейбусным маршрутом, пока его не поменяли на автобусный.
Троллейбусы стартуют от Белорусского вокзала по Ленинградскому проспекта, а затем сворачивают на Третье транспортное кольцо в сторону Беговой. На Беговой улице можно увидеть красивое здание Московского ипподрома. Затем троллейбус следует по Хорошевскому шоссе и проспекту Маршала Жукова, двигаясь в сторону элитных спальников Москвы. На пути маршрута можно увидеть, как сейчас Москва застраивается высоченными элитными ЖК, такими как «Дом на Беговой», состоящий из разных зданий, ЖК «Веллтон парк» и «Веллтон Тауэрс», «Континенталь» и другие.
В Хорошево-Мневниках можно увидеть знаменитый Живописный мост через Москву-реку, ну а потом троллейбус заезжает в уникальную природную зону «Серебряный бор», где и завершает свой путь.
Отобрал 10 лучших маршрутов для обзора столицы, хотя есть и многие другие, несомненно, также заслуживающие внимания. Ими могут стать автобусы м2, м3, 101, 40, 158, К, м9, 122, 12, 850, 39, 116, 64, 216, С12, 901; трамваи 39, 35 (после восстановления линии у Павелецкого вокзала), 38, 6, 27; троллейбусы 4, 43, 22, 28, 35 (пока их не закрыли/перевели).
Спасибо за просмотры, всем красивых маршрутов!