Найти тему

Немного про альпинистские узлы

Одним из фундаментальных навыков, важных для альпинизма и скалолазания, является вязание узлов. Сейчас я продолжаю осваивать самые основные узлы, применяемые в практике альпинизма.

Надо признаться, сейчас, в условиях самоизоляции, у меня мало возможностей для осваивания каких-то специальных навыков, поэтому, в основном, практика моя сейчас состоит из вязания узлов. Схемы и описания я почерпнул из пособия ФАР (Федерация Альпинизма России - прим.ред.) "Школа альпинизма", весьма полезного, надо сказать, издания.

Итак, сегодняшняя тема - основные узлы альпинизма. Это обзорная статья, ознакомительная. Схемы вязки и прочие подробности ждите в ближайшее время). 

Но прежде, чем знакомиться с узлами, лично я рекомендую принять к сведению некоторые общие нюансы их использования. Для чего вообще они нужны? Это очевидно - узлы вяжутся на верёвке, а главная задача верёвки в альпинизме - страховка. Соответственно, узлы - неотъемлемая часть организации страховки, поэтому первое, что нужно знать и нельзя забывать - ВСЯКИЙ УЗЕЛ УМЕНЬШАЕТ ПРОЧНОСТЬ ВЕРЁВКИ на 30-50%. Это важно, поскольку напрямую влияет на разрывную нагрузку. 

Также важно помнить, что от качества того, как завязан узел, всегда зависит и его эффективность, поэтому нужно всегда помнить:

- никаких перехлёстов! Верёвки в узле идут параллельно! 

- рисунок узла должен быть правильным! 

- затягивать и расправлять, как минимум - для избежания возникновения неправильностей, указанных выше;

- длина свободных концов верёвки не меньше, чем 10 её диаметров! (В качестве примера - для верёвки диаметром 10 мм длина свободных концов должна быть не менее 10 см). 

Далее нами будут рассмотрены следующие узлы:

- восьмёрка

- проводник

- двойной проводник ("заячьи ушки")

- австрийский проводник ("узел среднего")

- стремя

- булинь

- грейпвайн и полу-грейпвайн 

- узел UIAA

- узел Прусика

- узел Бахмана

- узел Маршара (французский прусик) 

- узел Дистела

- мартышкина петля 

Примечание. Все узлы на фото я вязал сам прямо перед написанием статьи. Если заметите какие либо косяки - буду благодарен указанию на них) 

Собственно, вот они:

1. Восьмёрка

-2

Пожалуй, основа основ.

Хочешь ввязать верёвку в страховочную систему? Вяжи восьмёрку.

Хочешь зафиксировать верёвку на станции? Вяжи восьмёрку.

Иными словами, основной фиксирующий узел.

Вяжется двумя способами: петлёй либо одним концом. 

Основной недостаток - сильно затягивается под нагрузкой. 

2. Проводник 

-3

Узел, который мы все, скорее всего, знаем с детства. Та самая простая петля. В альпинизме применяется преимущественно для прищёлкивания карабином, а также для блокировки станционной петли. 

3. Двойной проводник ("заячьи ушки") 

-4

Этот узел прекрасно подходит для того, чтобы на станции распределить нагрузку между двумя точками опоры. Кроме того, можно использовать его как проводник, с той разницей, что двойная петля уменьшит износ верёвки. Полезно, не правда ли? 

4. Австрийский проводник ("узел среднего") 

-5

Из второго названия этого узла следует его основное назначение - организация петли для встёгивания промежуточного участника при движении в связке тройке, или большей. 

5. Стремя

-6

Может быть использован для фиксации верёвки на станции, а также для организации регулируемой самостраховки. Простой узел, не затягивается. 

6. Булинь

-7

Он же "беседочный" узел. Прекрасно подходит для привязывания верёвки, например, к дереву, при использовании его в качестве точки страховки. При этом имеет один серьёзный недостаток - при отсутствии контрольного узла "ползёт" при переменной нагрузке, может и развязаться.

Лично я в качестве контрольного на булине использую полу-грейпвайн:

-8

 

7. Грейпвайн и полу-грейпвайн 

-9

-10

Грейпвайн предназначен для связывания двух верёвок, или же для связывания одной верёвки в кольцо. 

Крепкий узел, минимально ослабляет верёвку. Единственный его недостаток - сильно затягивается. 

Полу-грейпвайн это ни что иное, как действительно половина грейпвайна. Прекрасно подходит в качестве контрольного узла, что я продемонстрировал выше на булине. 

8. Узел UIAA

-11

Используется для торможения верёвки на спуске, что позволяет временно обойтись без спускового устройства в случае, если, например, оно потерялось. 

9. Узел Прусика 

-12

Это первый из схватывающих узлов, с которым я познакомился. Крепко схватывает верёвку, вокруг которой завязан, при нагрузке. Это свойство позволяет использовать прусик и иные схватывающие узлы для организации страховки на закрепленной верёвке. Также может заменить жумар (это зажим такой) при подъёме по верёвке. 

10. Узел Бахмана 

-13

Этот схватывающий узел вяжется с использованием карабина. Зачастую может быть удобнее прусика при подъёме. 

11. Узел Маршара (французский прусик) 

-14

Отличается методом вязки, используется в тех же целях, что и оригинальный прусик. 

12. Узел Дистела

-15

Оригинальный схватывающий узел. Вяжется из куска репшнура с петлями на концах. На фото можно заметить, что я пока не очень разобрался с необходимой длиной репшнура. 

13. Мартышкина петля

-16

Своеобразная вязка, предназначенная для временного укорачивания верёвки. 

Все эти узлы представляют собой базу, знать которую порой жизненно необходимо =). 

Изучаю, практикую))) 

З.Ы. Писал выше, но напомню - статья ознакомительная, схем не предусматривающая.