Найти тему
Слева наПраво

Антивирусный полицейский произвол

Мы много писали о законности введённых ограничительных мер для предотвращения распространения коронавируса в России. Это однако не исключает случаев злоупотреблений, и довольно серьёзных, при реализации этих мер на практике: под ударом оказались самые базовые права наших граждан.

Фото из открытых источников  (https://www.pexels.com/ru-ru/photo/1422673/)
Фото из открытых источников (https://www.pexels.com/ru-ru/photo/1422673/)

Только за 15 апреля 2020 года - первый день, когда стали обязательны электронные пропуска, органами правопорядка оформлено более 2 тысяч административных протоколов в связи с нарушениями гражданами режима изоляции. В СМИ непрерывно поступали сообщения о злоупотреблениях со стороны сотрудников полиции при оформлении протоколов. Сеть облетели фотографии жутких очередей, спровоцированных проверками пропусков на входах в московское метро. 

В распоряжении авторов канала оказались методические рекомендации МВД о применении законодательства об административном правонарушениях в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции. Этот документ предусматривает не только разбор юридической квалификации действий по новым статьям КоАП (о них мы подробно писали тут), но и предполагает соблюдение процедуры по делам об административных правонарушениях, вплоть до проведения административного расследования по делу для установления всех обстоятельств, в том числе, в случае необходимости производства экспертизы. О необходимости установления всех обстоятельств в административных делах сотрудники полиции очень часто забывают, считая что сам факт выхода гражданина на улицу является достаточным основанием для оформления протокола.

Методические рекомендации специально оговаривают, что «помимо решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности сотрудники полиции в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» обязаны принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан... содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий». Следовательно, и закон, и даже внутриведомственные инструкции предполагают, что сотрудники полиции, прежде всего, защищают граждан от угрозы инфекции, а не устраивают столпотворений и эффекта «воронок» на входе в метрополитен.

В этой статье разберём два кейса, которые представляется нам весьма частыми случаями злоупотреблений со стороны полиции.

Что такое «место проживания»?

В Москве участились случаи составления протоколов за нарушение режима самоизоляции по ст. 3.18.1 КоАП Москвы в отношении граждан, кто зарегистрирован в одном месте, а фактически проживает в другом. Напомним, что местом фактического проживания гражданина считается не адрес, указанный в паспорте, а его жилище, под которым закон понимает любое помещение, используемое для постоянного или временного проживания (см. например п. 10 ст. 5 УПК РФ).

Закон не обязывает граждан регистрироваться в городах федерального значения - Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, если местом регистрации у них является другой район этого населённого пункта или другой адрес в Московской или Ленинградской областях, или Республике Крым соответсвенно. (Ст. 5 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 (в ред. от 01.04.2019) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»). Это правило действует и для других субъектов Федерации.

Например, жителя Москвы, прописанного в районе Алтуфьево (или даже г. Электросталь Московской области) не могут привлечь к ответственности за нарушение изоляции, если он вышел в магазин по месту своего фактического проживания на Варшавском шоссе. А зарегистрированный в станице Лиски Воронежской области гражданин вправе выбрать любое место фактического проживания в Воронежской области и не регистрироваться там. 

Ну и напоследок, при внимательном прочтении, например, актов мэра Москвы, обнаруживаем, что граждане, соблюдая режим изоляции, обязаны «не покидать место проживания». Речи о регистрации по месту жительства нет.

Следовательно, при попытке привлечения гражданина к административной ответсвенности за «покидание места жительства» необходимо, ссылаясь на п. 12.3 Указа мэра Москвы №42-УМ от 10.04.2020, указывать на отсутсвие события административного правонарушения, поскольку речь в указе идёт о соблюдении режима изоляции по «месту проживания (пребывания)». Считаем ссылку на указ №42-УМ предпочтительной, поскольку именно в этом акте консолидированы все действующие на настоящий момент ограничения.

Фото из открытых источников (https://pixabay.com/)
Фото из открытых источников (https://pixabay.com/)

Коварная статья 6.3 КоАП

Известны случаи неправомерного применения статьи 6.3 КоАП России. Полицейские в некоторых регионах России стали применять эту норму ко всем, кто вышел из дома без установленной региональными актами исключительной цели. Такое применение этой нормы не соответсвует закону. Статья 6.3 КоАП применима исключительно к тем, кто нарушил предписания изоляции, выданные санитарным врачом Роспотребнадзора. 

К слову сказать, упомянутые выше методические рекомендации МВД такого разграничения не предусматривают, а вот закон предусматривает. И мы объясним почему. 

Статья 6.3 КоАП устанавливает, что административная ответственность наступает за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства. При этом ст. 10 Федерального Закон №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что «граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц». Статья 31 этого закона вводит понятие карантинных мероприятий; однако в том виде, в котором на неё в настоящий момент любят ссылаться, считаем её неприменимой к обычным гражданам, поскольку она предусматривает массовые мероприятия (например закрытие границ). В отношении же обычных людей предусмотрена ст. 33, согласно которой «больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Во исполнение этой нормы закона, Главным государственным санитарным врачом РФ 30 марта 2020 года утверждены методические рекомендации «МР 3.1.0170-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика COVID-19. Методические рекомендации», которые предписывают соблюдение 14-дневного режима изоляции гражданам, прибывшим из неблагополучных регионов (это практически весь мир), и гражданам, имевшим контакты с теми, у кого вирус был обнаружен, а также те, кто находится на подозрении с признаками и симптомами болезни, вызываемой вирусом COVID-19. Прибывшие лица могут быть изолированы на дому или помещены в изолятор (обсерватор) при особой ситуации (по эпидемическим показаниям, по решениям главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации).За всеми прибывшими устанавливается динамическое медицинское наблюдение с ежедневным направлением сведений о состоянии здоровья наблюдаемых лиц в территориальные органы Роспотребнадзора. В отношении же других граждан Главным санитарным врачом предписаны общие меры, например, регулярная гигиена рук (п.4.4). 

Таким образом, привлечение к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ возможно только тех лиц, кто попадает в поле зрение Роспотребнадзора (гражданам вручается соответствующий документ), в отношении же обычных граждан по ст. 6.3 КоАП РФ формально можно составить административный протокол только в том случае, если полицейский «застукал» его за тем, что он не помыл руки перед обедом или после возвращения с улицы. 

Напоминаем однако, что неправомерность привлечения обычного  гражданина по статье 6.3 КоАП РФ, отнюдь не исключает возможности составления в отношении него протокола по ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы, в случае нарушения им предписаний Мэра. Если же речь идёт о федеральном уровне, то применимой может считаться норма ст. 20.6.1 КоАП РФ. Считаем, однако, что в тех регионах, где региональным законодательством предусмотрена административная ответственность, применению подлежат именно нормы субъекта федерации, поскольку они являются специальными нормами и коррелируют с региональными запретами и ограничениями, установленными в соответствии с Указом Президента России. 

 

Мы продолжаем следить за развитием практики применения административного законодательства. Чтобы быть в курсе всех нововведений в антивирусном законодательстве и практике, советуем подписаться на наш телеграм-канал (https://t.me/lefttoright