Кто о чем, а я снова о нем, о дистанционном обучении. Прошлый мой текст "Дистанционное образование это не рассылка домашнего задания по почте" вызвал довольно оживленную дискуссию. Я не читала все отклики, но из тех, что увидела, поняла, что люди так и не имеют ни малейшего представления о настоящем дистанционном образовании и обучении. Более того, еще и меня взялись в том же обвинять :)
Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Впрочем, я на хейтеров не обижаюсь. Это приблизительно то же самое, что обидеться на вирус. Правда, люди от вируса отличаются тем, что они склонные получать новые знания, а некоторые продолжают учиться всю жизнь, to life-long learning, как говорят в англоязычных странах.
И очень часто именно дистанционно. Отличные курсы есть на Udemy, Coursera. Но чтобы действительно УЧИТЬСЯ дистанционно, а не имитировать бурную деятельность, которой сейчас занимаются обе стороны, нужно иметь очень сильную мотивацию. Дистанционка — для тех, кто ЗНАЕТ и ПОНИМАЕТ, зачем ему это образование. Без этого условия все технические усилия и потуги напрасны. А уж профанация обучения, которая у нас происходит сейчас, так и вовсе вредна, а не просто бесполезна. Особенно для малышни. Первачки (это ж надо додуматься и запустить онлайн и для них, вместо того, чтобы просто с миром распустить их на каникулы) просто возненавидели уже эту школу и свою ненависть аккуратно перенесут в офлайн на следующий учебный год. Надо видеть эти "задания" по физкультуре и рисованию, которые пачками выкладывают возмущенные родители в сеть.
Несколько дней назад я провела эксперимент. Решила пройти несколько тестов по русскому языку на платформе ЯКласс. Эксперимент закончился неудачно. Нет, не для меня, для разработчиков тестов на ЯКлассе. Потому что те тесты, которые они выкладывают, содержат просто немыслимое количество ошибок. В тесте из 9 (!) вопросов я обнаружила их 6 (!). Решила проверить себя и выложила эти предложения с ошибками в знаках препинания в своей группе, где у меня много редакторов, корректоров и есть учителя русского. Безусловно, я оказалась права. Спор возник только по предложению из Тургенева, где он поставил свои, авторские знаки. Или это его редактор так поставил, Бог весть.
Но что должен испытать ребенок, твердо знающий, что неоднородные члены предложения НЕ отделяются запятыми, а у Тургенева они отделены?! Он не ставит знак, как это и положено, в результате получает ошибку. Ну вот Иван Сергеич двести лет назад так решил, а современные разработчики тестов, ничтоже сумняшеся, такие некорректные примеры засунули в тест. Когнитивный диссонанс обеспечен. Или вот еще решение — забить на эту чушь: а, да ладно, поставлю, че просят :( Все равно к экзаменам с репетитором готовиться.
Там еще много чего веселого, все перечислять не буду. Мы написали нашему учителю с просьбой пояснить ситуацию. Она ответила: все вопросы к разработчикам. Вступать с ней в дальнейший диалог и спрашивать, проходила ли она сама эти тесты, мы не стали. Бесполезно. Ибо НАСТОЯЩИЙ учитель прошел бы тест сам и обнаружив в нем такую несуразицу, просто сделал бы по этой теме свои примеры, более подходящие и желательно без ошибок. Но куда там!
К разработке платформы ЯКласс причастны программисты из Сколково, так у них значится на странице в ВКонтакте. Я написала им письмо, в котором прикрепила файл с перечислением ошибок. Три дня назад. Думаете, мне кто-то ответил? Правильно думаете: нет. После того, как я поделилась этим экспериментом в ФБ, мне стали писать про ошибки в тестах и по другим предметам, и на других таких же платформах. Я эту тему закрываю. И не потому что по ней мне больше нечего сказать. Просто это бесполезно.
Недавно в сети появилась информация о том, что в ближайшие дни Минпрос намерен запустить телевизионную трансляцию уроков для девятых и одиннадцатых классов. И что занятия эти подготовлены лучшими педагогами России. А еще начнет работу новая платформа «Моя школа в online», которая "позволит ученикам по всей России проходить школьную программу в дистанционном режиме, даже при условии отсутствия у них доступа к интернету".
Это все чудесно. Новым технологиям дорогу, платформам, где, очень надеюсь, не будет все же ошибок в тестах, тем более. Только где детям найти уже давно потерянную МОТИВАЦИЮ? Вопрос риторический.