Найти в Дзене
alex@alexreview.ru

6 случаев, когда вам потребуется бизнес-план

В каких случаях вам потребуется бизнес-план?
В каких случаях вам потребуется бизнес-план?

Чаще всего бизнес-план (БП) необходим предпринимателям для того, чтобы получить кредит или для себя и партнеров понять, как дальше развиваться и вести дела. В остальном бизнесмены, как правило, не вспоминают об этом полезном инструменте. А зря, грамотный бизнес-план, составленный под конкретную ситуацию может уберечь вас от множества шишек. Итак, БП потребуется для решения таких задач:

1. Запуск бизнеса

Казалось бы, всем очевидно, что прежде чем что-то начинать необходимо как следует продумать план действий и оценить все затраты и риски. Увы, крайне часто бизнес не запускается или умирает на самой ранней стадии, т.к. не было проведено элементарного планирования, и предприниматель попросту оказался не готов к встретившимся трудностям. Поэтому, запуская бизнес позаботьтесь о бп, в котором должны быть описаны понятным для вас языком такие разделы:

  • Общая информация о бизнесе. Сюда так же можно включить подраздел с перечнем бизнес-гипотез, которые вы предполагаете проверить (с указанием способов проверки)
  • Подробная информация о ваших товарах или услугах
  • Оценка рынка и обзор конкурентов, с обязательным прогнозом о доле рынка, которую хотите «захватить» с привязкой к срокам. В части конкурентов целесообразно составлять сравнительные таблицы со своими товарами/ услугами, проводя оценку ваших конкурентных преимуществ. Если их – нет, то должен быть ответ на вопрос «а как я буду тогда бороться с конкурентами»?
  • Сбытовые цепочки
  • Маркетинговый план и план продаж
  • Производственный план
  • Необходимые ресурсы и их источники
  • Кадровый план – кто, с какими компетенциями и в каком кол-ве
  • План финансирования
  • Описание рисков и способов противодействия
  • [как правило, специфично для крупных предприятий] юридический план

2. Кредитования в банке

В большинстве случаем банки будут требовать корпоративного заемщика предоставить БП. Иногда, это будет формальное требование банка при стандартных условиях кредитования, иногда – внимательно изучаемый документ, как, например, при проектном финансировании. В любом случае этот раздел БП должен содержать следующую информацию:

  • Оценка срока окупаемости и точки безубыточности
  • Прогнозируемая прибыль
  • Маркетинговая стратегия
  • Текущие контракты и имущество в собственности у предприятия
  • Прочая информация, подтверждающая банку, что кредитные средства вы сможете вернуть в оговоренный срок в полном объеме

3. Привлечение инвестиций

В принципе, тоже самое, что и в предыдущем пункте, но также инвестор может запросить дополнительную информацию для принятия решения. Инвестору, особенно частному важно понять, как он сможет в случае негативного сценария вернуть себе деньги, а в случае позитивного – когда и сколько заработать? Решая эту задачу БП может быть сфокусирован на 2-х возможных сценариях вхождения инвестора в сделку:

  • Деньги под процент, когда инвестор, как и банк получает %% в течение оговоренного срока до полного погашения «кредита». В этом случае в БП необходимо привести график выплат, не забыв оценить, как вы будите финансировать этот «кредит»
  • Передаете долю, в этом случае необходимо четко прописать не только распределение долей, но и условия передачи, оговорив права и обязанности всех участников, т.к. инвестор может хотеть не только получить долю, но напрямую контролировать бизнес.

4. Привлечение партнера или покупателя

БП поможет вам найти покупателя или партнера, которому будет легче оценить свои перспективы и понять, что именно он получит от вхождения в долю или сотрудничества с вашим предприятием.

5. Наметить стратегию развития

Крайне часто в ежедневной рутине сложно охватить всю картину целиком и сфокусироваться на тактической и, уже тем более, на стратегической перспективе. В процессе подготовки БП предприниматель проводит аудит текущего состояния компании и оценивает возможные способы развития и их перспективы. По сути, это подведение промежуточных итогов и формирование своих собственных ожиданий, а также ожиданий сотрудников, партнеров, инвесторов и, в какой-то мере, контрагентов.

6. Разработка маркетинговой стратегии

Для нового предприятие – планирование мер по привлечению клиентов, для существующего – оценка уже реализованной стратегии и корректировка ее на будущее. В этом случае важно разобраться какие мероприятия и в каких каналах принесли больше всего лидов, а какие стоили денег, но не дали желаемого эффекта. Казалось бы, все просто, но очень часто маркетинговые действия планируются ad hoc и хаотично, не фиксируются суммы и метрики успеха, а в результате денег нет, и результата тоже нет. Именно раздел БП про маркетинг должен упорядочить информацию в голове предпринимателя, и сделать все будущие траты четко спланированными исходя из желаемых целей и сроков.