1 апреля Президент подписал закон об изменениях в статью 210 Уголовного кодекса РФ "Организация преступного сообщества или участие в нем", согласно которому бизнес-структуры выводятся из под уголовной ответственности за это преступление. Теперь директора или сотрудников предприятий, совершивших экономическое преступление, нельзя обвинить в создании ОПС, просто потому что они работают вместе и являются соучастниками. Поправка эта - довольно серьезный шаг к уменьшению силового давления на бизнес, так как силовики нередко использовали 210 статью для ужесточения наказания.
Особенности квалификации.
На проблемы статьи о преступных сообществах указывал бизнес-омбудсмен Борис Титов в мае прошлого года, он предложил прекратить ее применение к предпринимателям и их подчиненным. Владимир Путин с этими доводами согласился, заметив, что под этот состав "можно подвести совет директоров любой организации".
Что такое преступное сообщество в юридическом понимании? Это преступная организация со сложной внутренней структурой, имеющая целью совместной преступной деятельности для получения материальной выгоды. Группу сотрудников одного предприятия, на самом деле, принять за ОПС не так уж сложно. Приведу пример. Директор некой организации, его заместитель, главный бухгалтер и менеджер занимаются незаконным обналичиванием средств. Они используют ресурсы компании для проведения денег через счета, у этой группы есть определенная иерархия и, конечно, корыстный мотив. Элементы состава преступления, что называется, налицо. И к статье "Незаконная банковская деятельность" может запросто добавиться пресловутая 210. Справедливо ли это? Думаю, что нет. Общественная опасность настоящей банды, как правило, ощутимо больше чем компании нечистоплотных коммерсантов. Да, они действуют группой лиц, но при этом они не создавали преступную организацию. Эти люди просто работали в одном предприятии.
Секретное оружие следствия.
Страшная 210 статья вполне устраивала сотрудников правоохранительных органов, как серьезный рычаг давления на упрямых обвиняемых. Надо сказать, что статьи, предъявляемые бизнесменам, в большинстве своем имеют небольшую санкцию. За "мошенничество", "легализацию преступных доходов", "незаконную банковскую деятельность", "незаконное предпринимательство" и другие статьи предусмотрены наказания в виде штрафа или лишения свободы максимум до 5 лет. Мера пресечения избирается, как правило, наиболее мягкая, например, домашний арест. При хорошей работе адвоката бизнесмен имеет все шансы побыть под подпиской о невыезде и, в итоге, получить условно. Но следствие имело "козырь в рукаве", в виде 210 статьи, и могло превратить сотрудников организации в членов ОПС, а директора - в лидера банды. И речь тут шла уже о совсем других сроках. За организацию преступного сообщества можно получить до 20 (!) лет лишения свободы. А мера пресечения для таких опасных преступников - почти всегда СИЗО. Уверенность в себе у обвиняемого после нового обвинения резко уменьшалась, и он был готов давать любые показания, в том числе, свидетельствовать против вышестоящего руководителя.
Исключения.
Конечно, законодатели предусмотрели и те ситуации, когда коммерческие организации и их структуры используются реальными преступными группировками для своих целей. 210 УК все также может применяться к таким предприятиям, которые изначально были созданы для преступной деятельности.
Будем надеяться, что власть понимает необходимость защиты бизнеса от необоснованного уголовного преследования для дальнейшего развития предпринимательства и будет продолжать последовательные меры в этой сфере.
#право #бизнес #уголовныйкодекс #закон