Найти тему
Remont1969

На службе флота. Часть 9. Rolls Royce. Admiralty Pattern Armoured Car. 1914. Бронированный тягач с пушкой.

Rolls-Royce Armored car, Admiralty Pattern, перебронирование

Производство: Forges et Chantiers de France

Кол-во выпущенных: 1

Шасси: Rolls-Royce 40/50 HP Silver Ghost

Боевая масса: 4000 кг

Бронирование: 6,35 мм

Вооружение: Lewis gun + QF 3-pounder Hotchkiss

Экипаж: 4-6

Двигатель Rolls-Royce R6 , 7428см3, 58 л.с.

Размеры (базового автомобиля) 4572х1587 мм

Коммандер морской авиации (RNAS) Чарльз Р. Сэмсон первым в британских вооруженных силах попробовал забронировать автомобили и применить их в боевых действиях. Его полубронированные Роллс-Ройсы неплохо показали себя. Коммандер Сэмсон разработал тактику применения бронеавтомобилей и общее техническое задание для их производства. На месте где была штаб-квартира RNAS во Франции, он уже забронировал все что можно и запросил помощи у Адмиралтейства. Сам Первый Лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль завизировал проект бронированных машин. Но это было совсем не то, что просил Сэмсон, открытые колесные "катера" годились только для парадов и сопровождения конвоев, причем когда на них никто не нападал.

Сказать, что Чарльз Сэмсон был в ярости, это ничего не сказать. Получить полтора десятка условно пригодных бронеавтомобиля было тем еще подарком. На "придворной" верфи в Дюнкерке по его заказу один из поступивших Роллс-Ройсов из серии Admiralty Pattern Armoured Car был полностью перебронирован. Машина получила новый палаткообразный бронекузов с бронированной крышей и люками в ней. В качестве вооружения использовался смонтированный на передней турели пулемет Льюиса. Дверь только одна в корме.

-2

Но Сэмсону этого уже показалось мало. Он сделал еще одну новацию - поставил на колесное шасси 47-мм скорострельную пушку. Казалось бы, что здесь такого, уже 500 лет все пушки в основном перекатывалось на колесах. Новшество было в том, что до этого пушки спокойно транспортировались лошадиной тягой со скоростью пешехода. Чарльз Сэмсон уже испытал пушку на автомобильном шасси и хотел мобильности сходной с мобильностью бронеавтомобиля. Если например французские или австрийские артиллерийские тягачи использовались для тяжелых орудий и скорее замены лошадей именно для транспортировки пушек больших калибров, то полевая артиллерия оставалась только на конной тяге. Сэмсон решил построить именно легкую мобильную пушку.

Импровизированная пушка Гочкиса, где-то в Турции. https://media.iwm.org.uk/loris/420/23/large_000000.jpg/full/510,/0/default.jpg
Импровизированная пушка Гочкиса, где-то в Турции. https://media.iwm.org.uk/loris/420/23/large_000000.jpg/full/510,/0/default.jpg

Для переделки была взята уже хорошо известная пушка QF 3-pounder Hotchkiss, выпускавшаяся в Великобритании по лицензии. Колесный ход был импровизированный со сдвоенными пневматическими колесами от того же Роллс-Ройса. Получилась вполне себе удачная боевая единица - бронеавтомобиль с легкой скорострельной пушкой. История использования самого бронеавтомобиля неизвестна, а вот следы пушки на фотографиях прослеживаются даже в операции в Галиполи, где кстати служил и сам Сэмсон.

Та же импровизированная пушка во Франции, но уже прицеплена к серийному бронеавтомобилю Роллс-Ройсе.
Та же импровизированная пушка во Франции, но уже прицеплена к серийному бронеавтомобилю Роллс-Ройсе.

Источник:

RCforum.ru. Эксперты @alekse и @slava

David Fletcher. War cars. British Armored Car in the First World War. 1987