Rolls-Royce Armored car, Admiralty Pattern, перебронирование
Производство: Forges et Chantiers de France
Кол-во выпущенных: 1
Шасси: Rolls-Royce 40/50 HP Silver Ghost
Боевая масса: 4000 кг
Бронирование: 6,35 мм
Вооружение: Lewis gun + QF 3-pounder Hotchkiss
Экипаж: 4-6
Двигатель Rolls-Royce R6 , 7428см3, 58 л.с.
Размеры (базового автомобиля) 4572х1587 мм
Коммандер морской авиации (RNAS) Чарльз Р. Сэмсон первым в британских вооруженных силах попробовал забронировать автомобили и применить их в боевых действиях. Его полубронированные Роллс-Ройсы неплохо показали себя. Коммандер Сэмсон разработал тактику применения бронеавтомобилей и общее техническое задание для их производства. На месте где была штаб-квартира RNAS во Франции, он уже забронировал все что можно и запросил помощи у Адмиралтейства. Сам Первый Лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль завизировал проект бронированных машин. Но это было совсем не то, что просил Сэмсон, открытые колесные "катера" годились только для парадов и сопровождения конвоев, причем когда на них никто не нападал.
Сказать, что Чарльз Сэмсон был в ярости, это ничего не сказать. Получить полтора десятка условно пригодных бронеавтомобиля было тем еще подарком. На "придворной" верфи в Дюнкерке по его заказу один из поступивших Роллс-Ройсов из серии Admiralty Pattern Armoured Car был полностью перебронирован. Машина получила новый палаткообразный бронекузов с бронированной крышей и люками в ней. В качестве вооружения использовался смонтированный на передней турели пулемет Льюиса. Дверь только одна в корме.
Но Сэмсону этого уже показалось мало. Он сделал еще одну новацию - поставил на колесное шасси 47-мм скорострельную пушку. Казалось бы, что здесь такого, уже 500 лет все пушки в основном перекатывалось на колесах. Новшество было в том, что до этого пушки спокойно транспортировались лошадиной тягой со скоростью пешехода. Чарльз Сэмсон уже испытал пушку на автомобильном шасси и хотел мобильности сходной с мобильностью бронеавтомобиля. Если например французские или австрийские артиллерийские тягачи использовались для тяжелых орудий и скорее замены лошадей именно для транспортировки пушек больших калибров, то полевая артиллерия оставалась только на конной тяге. Сэмсон решил построить именно легкую мобильную пушку.
Для переделки была взята уже хорошо известная пушка QF 3-pounder Hotchkiss, выпускавшаяся в Великобритании по лицензии. Колесный ход был импровизированный со сдвоенными пневматическими колесами от того же Роллс-Ройса. Получилась вполне себе удачная боевая единица - бронеавтомобиль с легкой скорострельной пушкой. История использования самого бронеавтомобиля неизвестна, а вот следы пушки на фотографиях прослеживаются даже в операции в Галиполи, где кстати служил и сам Сэмсон.
Источник:
RCforum.ru. Эксперты @alekse и @slava
David Fletcher. War cars. British Armored Car in the First World War. 1987