Главные скульпторы XX в. Обычно при прочтении этой фразы в голове всплывают имена: Роден, Бранкузи, Джакометти… но вряд ли первым делом вспоминаются имена художников, например, Матисса или Дега. А жаль!
В XX в. художники неустанно экспериментируют и совершают одну революцию за другой, и именно в эту эпоху мы видим примеры успешных художников-скульпторов, которых не было со времен Ренессанса.
Среди них – Анри Матисс. Предлагаю сегодня взглянуть на его творчество под непривычным углом!
Первый эксперимент
Скульптурой художник начал увлекаться в годы активных творческих поисков: более половины всех скульптур он создал в период 1899-1910 гг. Первой была учебная копия с «Ягуара, пожирающего зайца» Антуана-Луи Бари 1850 г. Работал он над ней два года (1899-1901), пытаясь добиться передачи животной ярости хищника, вгрызающегося в добычу.
Уже в этой работе виден новаторский подход Матисса к форме: вместо того чтобы достоверно копировать облик животного, он концентрируется на мощи и тяжести его тела, создав более экспрессивную версию этой сцены.
Почему скульптура?
Работая со скульптурой, Матисс, по его словам, «отдыхал» от живописи и параллельно решал проблему формы, которая стояла перед современными художниками.
О многом говорит его метод: Матисс периодически надевал на глаза повязку, чтобы воспринимать скульптуру исключительно руками. Он не стремился к совершенству. Ему была важна осязаемость, выразительность, цельность формы. И именно поэтому он очень быстро пошел по пути ее упрощения.
Тот же путь он проделывает и в живописи.
«Радость жизни» и скульптура
В 1906 г. Матисс представляет публике картину «Радость жизни», которая теперь считается одним из «столпов» модернистского искусства. Одновременно с ее написанием Матисс экспериментирует со скульптурой, и найти очевидные параллели довольно просто.
И в скульптуре, и в живописи он достигает большой пластической выразительности тел при, казалось бы, сильной упрощённости форм.
Занятие скульптурой помогало Матиссу и при создании «Танца».
Матисс и Сезанн
«Если Сезанн прав, значит и я прав», – с этими словами Матисс обращается к «Трем купальщицам» Сезанна, которых он купил у Амбруаза Воллара. Эту картину он затем использует в качестве точки отсчета для серии скульптур и рельефов обнаженных фигур.
Особенно примечательна серия 1909-1930 гг., в которой Матисс работает с предельным упрощением форм: от правдоподобной передачи натуры он движется в сторону абстракции, и уже не остается ничего лишнего, кроме ствола-позвоночника и телесных масс.
Работа с портретом
Еще одна интересная серия – «Жанетт» (1910-1916), состоящая из 5 голов разной степени абстрактности. Здесь мы видим тот же путь: от реалистичного портрета к упрощению и акцентировании отдельных характерных элементов. Матисс заявлял, что только так, отказавшись от имитации реального, можно «вытащить» наружу личность человека.
Итого
Матисс уделял этому виду искусства много внимания: ни над одной картиной он не работал столько, как над скульптурами. Исследуя трехмерную форму, он ищет новые способы выразительности, которые затем воплощает в живописи.
Он уходит от холодной рациональности классической скульптуры и создает новое – телесное, осязаемое – понимание формы. Отсюда в его работах столько фактуры и масс материала. Вместе с его стремлением к абстракции Матисс прокладывает путь для дальнейшего развития скульптуры в XX в.
А знали ли вы про эту сторону его творчества? Как вам его скульптуры?)
Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!