Найти тему

Из кризиса можно извлечь пользу!

Особенность нашей работы в том, что мы коммуницируем с различными видами бизнеса и можем наблюдать ситуацию не только снаружи, но и изнутри. Уже сегодня можно сказать, что выбор не останавливаться и работать – был выигрышной стратегией. В связи с тем, что многие перешли на удаленку, перестали работать такие источники рекламы как наружная, печатная и реклама в транспорте. Интернет стал основным средством коммуникации с потребителем в сложившейся ситуации, и те, кто не испугался, а продолжил действовать отхватили кусок пирога у более нерешительных конкурентов. 
Конечно, бизнес в Беларуси трясет постоянно, но следует признать, что текущая ситуация выходит за рамки рядовой, и обычные действия могут быть не достаточными. Однако и у кризисов есть правила, их сформулировал Александр Новиков, социолог, который занимается исследованием кризисов в России.

ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО КРИЗИСА

Есть главное правило кризиса — ты больше работаешь и меньше зарабатываешь на каждом проекте.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Источники перестают давать деньги. И люди, прежде всего, начинают совершенно по-другому считать. Фактически происходит грандиозная или очень серьезная ревизия своего собственного потребления и вообще жизни.
Сказать, что люди покупают только теперь самое дешевое — неправильно. Любой кризис всегда выводит людей на уровни экзистенциальные, личностные, на уровень взаимоотношений. Это трансформирует восприятие того, что тебе действительно нужно, без чего можно обойтись, на чем можно экономить, а от чего лучше не отказываться, даже если это кажется очень дорогим, потому что это связывается с какими-то важными для тебя ценностями условной прошлой жизни.
Люди немножко включают мозг, и останавливают то, что называется «импульсными покупками». Причем импульсной может быть покупка холодильника или виниловой пластинки.

ПРО КОММУНИКАЦИЮ В КРИЗИС

Есть крупные компании, которые вдруг проявляют очень человеческие черты и что-то абсолютно человеческое. А есть компании, которые просто пишут: «Мы закрыты». Большие сетевые рестораны пишут: «Мы закрыты». Другие пишут: «Мои дорогие друзья, пожалуйста, мы очень надеемся, любим вас»…

ПРИНЦИПЫ В КРИЗИС
1.БЫТЬ УВЕРЕННЫМ И НАДЕЯТЬСЯ
В 1998 «Коммерсант» вышел с полосой, состоящей из одного слова «Прорвемся». И мы действительно прорвались. Большинство уроков, которые я тогда извлек, мне помогали всегда. Раз уж в 1998 году мы могли подняться, начать работу и не погибнуть, то, скорее всего, мы будем действовать таким же образом.

2. СОХРАНЯЙТЕ ОТНОШЕНИЕ С ЛЮДЬМИ — ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ НАМНОГО ВАЖНЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Главная задача — это люди, и в любом бизнесе, все самое главное сосредоточено в людях. Это самая большая ценность, но и самая большая проблема, потому что тебе нужно поддерживать людей, а их очень сложно в таких обстоятельствах поддерживать. Тебе нужно поддерживать с ними отношениями, а в кризисе бывает разная динамика отношений — люди меняются во время кризиса совершенно непредсказуемым образом. И самое главное и сложное — это решить проблему сохранения людей, чтобы они никуда не делись. Поэтому для этого нужны ресурсы.
Номер один — тебе нужно сохранять отношения с людьми, с которыми ты работаешь, поддерживать их. Ты вместе с ними поддерживаешь сам себя — нужно быть частью живой, человеческой, нормальной атмосферы. В этих обстоятельствах душевное здоровье намного важнее эффективности, результативности. Нужна тотальная, в хорошем смысле, солидарность и поддержка друг друга.

3. ПРОДОЛЖАЙ ДЕЛАТЬ, ЧТО ТЕБЕ ВАЖНО
Важное что-то делать, просто не останавливаться. В 1998 году, даже когда что-то нам угрожало, мы всегда начинали что-то придумывать. Это может никому быть не нужно, это может не быть нигде не опубликовано, но нужно занимать себя. Если раньше тебе платили за твое знание, то теперь заплати себе сам и сделай бесплатно, постарайся разбираться.
Есть врач, который должен помогать, а ты как специалист, как социолог, исследуй, пока у тебя есть возможность. Ты можешь говорить с огромным количеством знакомых, этим делиться, точно излагать свои мысли, устраивать мозговые штурмы со своими коллегами, делать отчеты. Огромное количество возможностей.
Постарайся сделать то, что ты сам в данный момент считаешь очень ценным и важным. Поделись. Если тебе интересно, вероятнее всего, всем остальным тоже это будет интересно.

4. БЫТЬ ГОТОВЫМ К ТЯЖЕЛЫМ РЕШЕНИЯМ, КОТОРЫЕ ВЫЗОВУТ НЕГАТИВ У ЛЮДЕЙ
Во время кризиса почти всегда наступает момент неприятных решений в отношении людей. Очень важный урок — надо расстаться с идеей, что тебя все поймут. Кто-то обязательно тебя не поймет, кто-то будет очень расстроен, обижен, и такие люди могут быть среди самых близких тебе людей. Такие персонажи, которые тебя совсем не поняли, могут оказаться совсем не среди тех, кого ты ожидал.

5. ПРИНЦИП ВЕЛИКОДУШИЯ
Нужно постараться культивировать великодушие. Поскольку всем сложно, и все начинают срываться. И в этом смысле кто-то совсем не проходит эту проверку, а кто-то проходит проверку плохо. С последними не нужно расставаться, нужно это прощать и принимать. Это просто проявление того, что всегда было во всех нас.
Мы все неидеальны, и нужно научиться не жить с мыслью: «Он проявился, и теперь-то я знаю, кто он». Мы все такие были. И в этом смысле нам нужно научиться жить и дружить необязательно только с теми, с кем ты пошел бы в разведку. В разведку ходят редко, жизнь — длиннее, чем разведка. И наша жизнь большая, а кризис маленький.
Даже если кто-то себя не очень хорошо повел или оказался очень тревожным, склонным к страхам, к фобиям, к истерикам — это проходит. Это обычная жизнь. Такой человек может быть совершенно прекрасен, замечателен, и не нужно об этом помнить, как он себя проявил в сложных обстоятельствах. В этом смысле обратное проявил. И что? Ты тоже не идеален, тоже в какой-то момент можешь проявиться так, но все-таки главный секрет успеха кроется внутри этого взаимного принятия, способности быть великодушным, прощать и поддерживать человеческую атмосферу рабочую, способность творить, способность работать.

6. ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Нужно все равно планировать и думать о будущем, даже чисто терапевтически размышлять о том, что ты будешь делать, когда все кончится, и как кончится. И в этом смысле все будет по-другому, будут другие планы, ты будешь делать их ревизию, у тебя будет предмет изменений, ты будешь переделывать что-то. Это не прогнозирование, это попытки конструктивного, терапевтического, планирования.
Особенность нашей работы в том, что мы коммуницируем с различными видами бизнеса и можем наблюдать ситуацию не только снаружи, но и изнутри. Уже сегодня можно сказать, что выбор не останавливаться и работать – был выигрышной стратегией. В связи с тем, что многие перешли на удаленку, перестали работать такие источники рекламы как наружная, печатная и реклама в транспорте. Интернет стал основным средством коммуникации с потребителем в сложившейся ситуации, и те, кто не испугался, а продолжил действовать отхватили кусок пирога у более нерешительных конкурентов. Конечно, бизнес в Беларуси трясет постоянно, но следует признать, что текущая ситуация выходит за рамки рядовой, и обычные действия могут быть не достаточными. Однако и у кризисов есть правила, их сформулировал Александр Новиков, социолог, который занимается исследованием кризисов в России. ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО КРИЗИСА Есть главное правило кризиса — ты больше работаешь и меньше зарабатываешь на каждом проекте. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ Источники перестают давать деньги. И люди, прежде всего, начинают совершенно по-другому считать. Фактически происходит грандиозная или очень серьезная ревизия своего собственного потребления и вообще жизни. Сказать, что люди покупают только теперь самое дешевое — неправильно. Любой кризис всегда выводит людей на уровни экзистенциальные, личностные, на уровень взаимоотношений. Это трансформирует восприятие того, что тебе действительно нужно, без чего можно обойтись, на чем можно экономить, а от чего лучше не отказываться, даже если это кажется очень дорогим, потому что это связывается с какими-то важными для тебя ценностями условной прошлой жизни. Люди немножко включают мозг, и останавливают то, что называется «импульсными покупками». Причем импульсной может быть покупка холодильника или виниловой пластинки. ПРО КОММУНИКАЦИЮ В КРИЗИС Есть крупные компании, которые вдруг проявляют очень человеческие черты и что-то абсолютно человеческое. А есть компании, которые просто пишут: «Мы закрыты». Большие сетевые рестораны пишут: «Мы закрыты». Другие пишут: «Мои дорогие друзья, пожалуйста, мы очень надеемся, любим вас»… ПРИНЦИПЫ В КРИЗИС 1.БЫТЬ УВЕРЕННЫМ И НАДЕЯТЬСЯ В 1998 «Коммерсант» вышел с полосой, состоящей из одного слова «Прорвемся». И мы действительно прорвались. Большинство уроков, которые я тогда извлек, мне помогали всегда. Раз уж в 1998 году мы могли подняться, начать работу и не погибнуть, то, скорее всего, мы будем действовать таким же образом. 2. СОХРАНЯЙТЕ ОТНОШЕНИЕ С ЛЮДЬМИ — ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ НАМНОГО ВАЖНЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ Главная задача — это люди, и в любом бизнесе, все самое главное сосредоточено в людях. Это самая большая ценность, но и самая большая проблема, потому что тебе нужно поддерживать людей, а их очень сложно в таких обстоятельствах поддерживать. Тебе нужно поддерживать с ними отношениями, а в кризисе бывает разная динамика отношений — люди меняются во время кризиса совершенно непредсказуемым образом. И самое главное и сложное — это решить проблему сохранения людей, чтобы они никуда не делись. Поэтому для этого нужны ресурсы. Номер один — тебе нужно сохранять отношения с людьми, с которыми ты работаешь, поддерживать их. Ты вместе с ними поддерживаешь сам себя — нужно быть частью живой, человеческой, нормальной атмосферы. В этих обстоятельствах душевное здоровье намного важнее эффективности, результативности. Нужна тотальная, в хорошем смысле, солидарность и поддержка друг друга. 3. ПРОДОЛЖАЙ ДЕЛАТЬ, ЧТО ТЕБЕ ВАЖНО Важное что-то делать, просто не останавливаться. В 1998 году, даже когда что-то нам угрожало, мы всегда начинали что-то придумывать. Это может никому быть не нужно, это может не быть нигде не опубликовано, но нужно занимать себя. Если раньше тебе платили за твое знание, то теперь заплати себе сам и сделай бесплатно, постарайся разбираться. Есть врач, который должен помогать, а ты как специалист, как социолог, исследуй, пока у тебя есть возможность. Ты можешь говорить с огромным количеством знакомых, этим делиться, точно излагать свои мысли, устраивать мозговые штурмы со своими коллегами, делать отчеты. Огромное количество возможностей. Постарайся сделать то, что ты сам в данный момент считаешь очень ценным и важным. Поделись. Если тебе интересно, вероятнее всего, всем остальным тоже это будет интересно. 4. БЫТЬ ГОТОВЫМ К ТЯЖЕЛЫМ РЕШЕНИЯМ, КОТОРЫЕ ВЫЗОВУТ НЕГАТИВ У ЛЮДЕЙ Во время кризиса почти всегда наступает момент неприятных решений в отношении людей. Очень важный урок — надо расстаться с идеей, что тебя все поймут. Кто-то обязательно тебя не поймет, кто-то будет очень расстроен, обижен, и такие люди могут быть среди самых близких тебе людей. Такие персонажи, которые тебя совсем не поняли, могут оказаться совсем не среди тех, кого ты ожидал. 5. ПРИНЦИП ВЕЛИКОДУШИЯ Нужно постараться культивировать великодушие. Поскольку всем сложно, и все начинают срываться. И в этом смысле кто-то совсем не проходит эту проверку, а кто-то проходит проверку плохо. С последними не нужно расставаться, нужно это прощать и принимать. Это просто проявление того, что всегда было во всех нас. Мы все неидеальны, и нужно научиться не жить с мыслью: «Он проявился, и теперь-то я знаю, кто он». Мы все такие были. И в этом смысле нам нужно научиться жить и дружить необязательно только с теми, с кем ты пошел бы в разведку. В разведку ходят редко, жизнь — длиннее, чем разведка. И наша жизнь большая, а кризис маленький. Даже если кто-то себя не очень хорошо повел или оказался очень тревожным, склонным к страхам, к фобиям, к истерикам — это проходит. Это обычная жизнь. Такой человек может быть совершенно прекрасен, замечателен, и не нужно об этом помнить, как он себя проявил в сложных обстоятельствах. В этом смысле обратное проявил. И что? Ты тоже не идеален, тоже в какой-то момент можешь проявиться так, но все-таки главный секрет успеха кроется внутри этого взаимного принятия, способности быть великодушным, прощать и поддерживать человеческую атмосферу рабочую, способность творить, способность работать. 6. ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Нужно все равно планировать и думать о будущем, даже чисто терапевтически размышлять о том, что ты будешь делать, когда все кончится, и как кончится. И в этом смысле все будет по-другому, будут другие планы, ты будешь делать их ревизию, у тебя будет предмет изменений, ты будешь переделывать что-то. Это не прогнозирование, это попытки конструктивного, терапевтического, планирования.