Найти в Дзене
Как на самом-то деле?

Комплекс С-225. ПРО по дешевке. Часть 1

Виталий Каберник. Игорь Галабурда

В Дзене было немало статей о российской ПРО. Но мало кто из читателей в курсе, что системы А35/135, которые стояли или стоят на вооружении, были не единственными её проектами. Профессионалы знают, что в оборонке всегда существовала конкуренция идей, проектов, целых направлений. Многие разработки так и не были приняты на вооружение. Тем не менее средства и ресурсы, потраченные на них, не были «выброшенными». Зачастую победившие в конкурсах проекты использовали какие-то решения из неосуществлённых.

Одним из таких проектов, который не был доведён до постановки на вооружение, но был очень полезен для развития техники, был проект системы ПВО/ПРО С-225 Азов.

Развитие технологии МБР в 1960-х шло семимильными шагами, и было ясно, что массовое их использование в качестве основного оружия для нанесения ядерного удара совершенно неизбежно. Сразу после запуска первого ИСЗ СССР в 1957 году, США приступили к разработке МБР «Минитмен», бросив все силы на то, чтобы достичь постановки ее на вооружение в самые сжатые сроки. Ракета эта должна была стать в первую очередь массовой, рассчитанной на производство крупной серией. И к 1963 г. первые образцы уже начали заступать на боевое дежурство сразу ракетными крыльями по 150-200шахт в каждом. Количественный перевес создавался очень неприятный, и впервые в истории ракетно-ядерного противостояния стал осуществим массированный ядерный удар с многократным резервированием по поражению целей.

СССР ответил разработкой своей массовой МБР, УР-100, той самой, которую по выражению Хрущева планировалось изготавливать с той же скоростью, как и сосиски на комбинате. Это была технологичная и простая ракета, но её Генеральный конструктор Челомей, полагая, что ракета станет основной для СЯС СССР и будет производиться в огромных количествах, предложил для нее и второе применение: использование в противоракетной обороне.

Предложение использовать УР-100 в качестве противоракеты было сформулировано как тема научно-исследовательской работы «Система ПРО Таран». Она по замыслу Челомея являлась частью разработки «Интегрированного оборонно-наступательного океаническо-сухопутно-космического комплекса». Это гигантская глобальная система должна была обеспечить СССР уход на 50 лет вперёд от США в стратегических вооружениях, что сделало бы бессмысленными попытки догнать и остановило бы гонку вооружений.

Сегодня у мирного человека от концепции «Тарана» могут надолго встать дыбом волосы, но во времена подготовки к тотальному термоядерному конфликту она казалась не просто реалистичной, а заведомо меньшим злом, чем потеря всего промышленного потенциала страны под массированным ядерным ударом. Суть предлагаемой системы ПРО была в использовании тех же самых МБР УР-100 в том же ядерном оснащении, но с упрощенной системой наведения, в качестве противоракет для массового использования. Навстречу удару противника должны были стартовать одновременно много – тысячи – МБР, часть из которых направлялась бы с визитом в США, а часть подрывалась бы в ближнем космосе на встречных траекториях для вражеских ракет. Мощности не жалели: каждая из УР-100 в противоракетном оснащении должна была комплектоваться БЧ на 10 Мт. Кстати, «УР» в названии означало как раз «универсальная ракета», и в 1963 г. ее начали проектировать в двух вариантах применения сразу. Но уже в 1964 г. разработку «противоракеты» свернули, когда Хрущеву доложили, что для отражения удара противника 200 и более 10-Мт ядерных устройств придется взорвать над территорией страны, и все радиоактивные осадки прольются на нашей же территории.

Рисунок из статьи "Стратегические ракетные комплексы наземного базирования". М., Военный парад 2007, 248 стр.
Рисунок из статьи "Стратегические ракетные комплексы наземного базирования". М., Военный парад 2007, 248 стр.

Принципиальная схема работы системы ПРО "Таран"

Тему «Таран» закрыли, но у неё было продолжение, которое оказалось куда более успешным, хотя и не стало серийным комплексом: система С-225 Азов. На стадии уже первых грубых расчетов стало ясно, что челомеевский «Таран» неизбежно пропустит какие-то БЧ, и их придется «достреливать». Предполагалось, что этих БЧ будет довольно много, из чего сделали вывод о том, что разрабатываемый комплекс должен стать тоже массовым и по возможности дешевым, а также возимым, чтобы его можно было развертывать вблизи прикрываемых объектов в сроки порядка нескольких недель. Система А-35 к тому моменту уже строилась для прикрытия Москвы, но считалась громоздкой и устаревающей. С-225 должна была ее дополнить, а также встать на дежурство в удаленных регионах, но при этом не проектировалась самостоятельной. Это была «ПРО по дешевке», минимально необходимый стрельбовый модульный комплекс.

Постановлением Совета Министров и ЦК КПСС головным разработчиком аванпроекта системы С-225 было определёно КБ-1 - это нынешний концерн «Алмаз», здесь были созданы все «большие» ЗРК от С-25 до С-500. Генеральным конструктором назначен выдающийся учёный и конструктор Расплетин Александр Андреевич, создавший ряд ЗРК, но главное - одного из «китов», на которых стоит ПВО, да и не только она, - теорию автоматического управления, а противоракетами поручили заниматься Главному конструктору ОКБ-2 Грушину.

Для упрощения системы с прицелом на массовое (насколько это вообще возможно для такой сложной системы) развертывание из нее выкинули все ненужное. В составе комплекса оставили только РЛС наведения - РСН-225 (возимую, оборудование в контейнерном исполнении), станцию передачи команд – СПК - на ракеты-перехватчики, вычислительный комплекс, также в контейнерах и, конечно, пусковые установки противоракет в том количестве, которое будет сочтено необходимым

Схема из издания «Система зенитного управляемого оружия С-225. Краткие сведения. По материалам эскизного проекта» МРП, КБ-1 1965г.
Схема из издания «Система зенитного управляемого оружия С-225. Краткие сведения. По материалам эскизного проекта» МРП, КБ-1 1965г.

Несмотря на огромное количество оборудования комплекс всё же оставался возимым. Самый громоздкий элемент – РСН-225. Если первый прототип устанавливался на мощном бетонном фундаменте, то последующие предполагалось ставить на основание антенного поста от комплекса С-200.

С-225 проектировался одноканальным по цели и «двух-с-половиной канальным» по ракете. Третья ракета в очереди сопровождалась, но не управлялась. Её двигатель заканчивал работу позже первых двух и сигнал ответчика не пробивался сквозь ионизированный факел. Никаких средств обнаружения целей в него не входило – предполагалось, что первичное целеуказание в формате «траектория где-то там» он будет получать от внешних РЛС системы предупреждения о ракетном нападении или других сенсоров, имеющихся в наличии в окрестностях прикрываемого объекта, например от РЛС Минца РО-1 или РО-2, расположенных в Мурманске и Риге. В крайнем случае допускалось и оптическое первичное позиционирование РЛС наведения по следу, оставляемому входящей в атмосферу БЧ МБР. Средства селекции ложных целей изначально не предусматривались – предполагалось, что их к этому моменту отсечет атмосфера. Второстепенным режимом работы комплекса был противосамолетный – ракеты позволяли поражение слабо маневрирующих аэродинамических целей на большой дальности. Ходят, впрочем, слухи, что этот режим так и остался на бумаге и был придуман конструкторами для того, чтобы тему С-225 не зарезали вместе с «Тараном».

Схема из издания «Система зенитного управляемого оружия С-225. Краткие сведения. По материалам эскизного проекта» МРП, КБ-1 1965г
Схема из издания «Система зенитного управляемого оружия С-225. Краткие сведения. По материалам эскизного проекта» МРП, КБ-1 1965г

В этом «простом и дешевом» комплексе самыми сложными компонентами должны были неизбежно стать РЛС и сами противоракеты. Хотя и эту часть пытались предельно упростить. Система наведения противоракет была спроектирована простейшей радиокомандной – это потом окажется единственно верным решением. Более того, поскольку ракеты рассчитывались на перехват целей, идущих по предсказанным траекториям, а также из-за эффекта экранирования сигнала мощным факелом двигателя, они начинали управляться только на конечном участке, «встреливаясь» в «точку встречи» предсказанной траектории. Ракета на начальном и среднем участках управлялась только встроенным программным устройством, а система управления пуском с высокой точностью определяла требуемый момент старта.

Ракет для комплекса проектировалось две: 5Я27 средней дальности и 5Я26 малой дальности

Фото из книги: Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.
Фото из книги: Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.

Противоракета средней дальности 5Я27 комплекса С-225. Дальность перехвата баллистической цели до 200км, высота до 100км. Но такие параметры могли обеспечиваться только при наличии ядерной боевой части - 2-3Мт. Радиокомандный метод уже не может на таких дальностях обеспечивать нужную точность, а аэродинамические рули на таких высотах - маневрирование с нужными перегрузками. Рулевые микродвигатели ещё не были достаточно отработанной технологией.

Автор фото Михаидл Ходорёнок.
Автор фото Михаидл Ходорёнок.

Ракета 53Т6. Ранее называлась ПРС-1, а до этого 5Я26. Обеспечивает перехват баллистической цели на высотах до 45км и дальности до 120км. Продольная перегрузка при старте - 300G. Максимальная скорость 4км/с, расстояние 100км преодолевает за 27с. А вы говорите Бугатти, Бугатти…

Шахтная пусковая установка ракеты 53Т6 (использован рисунок НПО "Вымпел", репродукция с китайского военного журнала, http://paralay.iboards.ru, фотографии и рисунки, версия 27.04.2010 г.).
Шахтная пусковая установка ракеты 53Т6 (использован рисунок НПО "Вымпел", репродукция с китайского военного журнала, http://paralay.iboards.ru, фотографии и рисунки, версия 27.04.2010 г.).

Разработка их шла с отставанием от графика, но причины были вполне объективные: постоянно менялась концепция, разработка 5Я26 передавалась от КБ «Факел» к КБ «Новатор», а еще конструкторы впервые для себя столкнулись с нюансами гиперзвука: необходимостью передавать управляющие команды на объект, который движется в экранирующем плазменном облаке со скоростью около 4 км/с. Внешняя обшивка при этом через несколько секунд после пуска нагревалась до 2000гр. Из-за этого же плазменного кокона использование привычных систем полуактивного наведения также оказалось невозможным – оставался только вариант радиокомандного. Ракета 5Я26 была переименована в ПРС-1, а после модернизации под обозначением 53Т6 вошла в состав действующего ныне комплекса ПРО А-135 Амур.

Реально обе ракеты следует считать высочайшим техническим достижением. Чудовищные перегрузки и скорости, которые они развивали, обеспечивались применением в двигателе быстрогорящего топлива с добавлением алюминиевой пудры, огромного сопла.

Тем, кто кричит "про мультики". Более чем 50-летний опыт работы с гиперзвуковыми управляемыми ракетами.

Продолжение статьи здесь.

-7