Книга "Зулейха открывает глаза", первая книга Гузели Яхиной, стала довольно известной и популярной, пусть и не в самых широких кругах. Путь книги к читателям был непростой - сначала ее отвергали все издательства, но потом ее одобрила Людмила Улицкая, другие современные авторы...
В сети, в прессе отзывы о книге были положительными - практически все. Более того, читатели ждали экранизацию!
А фильм шел к зрителю долго, очень долго. Почему-то почти год после съемок шла заключительная работа над фильмом, были заказаны очень дорогие мультипликационные заставки и вставка. Как будто создатели хотели предъявить зрителям этакий бриллиант в золотой оправе...
И вот фильм вышел...
Те, кто хвалил книгу, стали в сериале искать несовпадения и отклонения от нее...
А те, кто книгу не читал, в большей массе стали возмущаться сериалом.
Да так, что в соцсетях стали писать письма актерам!
По большому счету, актеры не виноваты! Они работают четко по сценарию и по указаниям режиссера.
Итак, какова же причина провала сериала "Зулейха открывает глаза"?
В первой серии показано татарское село. И как показано!
Муж Зулейхи - дикий варвар, издевающийся над женой, готовый без сожалений грубо и яростно зарезать корову прямо в стойле. Он состоит в странной зависимости от своей страшной (и внешне, и внутренне) матери, которая исхитряется по-особому изощренно измываться над Зулейхой и почти все все время кликушествует о неизбежной смерти последней.
А что Зулейха? Кроткая, замученная, запуганная, забитая во всех смыслах этого слова. Малахольная, как бы раньше сказали.
Позвольте, но ведь Зулейха выросла в другой семье, она вроде как смутно, но с любовью вспоминает о своей матери! Где родня Зулейхи, сестры-братья? Где родня ее мужа? Эти вопросы не надуманные. Деревня, село всегда жили родственными отношениями.
Почему нам показывают почти сумасшедшую татарскую семью как образ татарской деревни?
А для довершения колорита перед зрителями предстают и жадные бедняки-соседи, бросающие камни в дом "кулака".
Русские чекисты, прибывшие на лихих конях для раскулачивания, на фоне этого, извиняюсь, деревенского сброда, выглядят почти что аристократами. Зверств, впрочем, они натворят еще много...
Кстати, зрители обратили внимание, что дом в книге описан гораздо богаче, чем выглядит в сериале. "Сериальный" дом местами смахивает почти что на сарай, а нам показывают зажиточного кулака!
Вот такая она, татарская деревня тридцатых годов прошлого века - упыри и малохольные!
А между тем деревня, село в России еще недавно кормило всю Европу! Это были умные, рачительные хозяева. Татарские деревни отличались красотой, соблюдались вековые обычаи и устои. Люди свято чтили религиозные праздники, гордо продолжали свой род, соблюдали лучшие традиции предков... Вот об этом надо было писать книгу и снимать фильм, только вот писательница Гузель Яхина молода и предпочла взять за основу что-то в стиле рабыни Изауры, да еще подбавила черных красок.
Чулпан Хаматова старалась сыграть свою роль, только вот роль ей досталась плохая.
Искупительная риторика проявится, пожалуй, только в последних сериях... А до этого зрителей ждет столько чернухи, сколько не сможет вынести ни одна чувствительная душа...
Кстати, "мультяшные" титры задуманы для того, чтобы привнести какую-то художественную ценность и чуть облегчить тяжесть от просмотра сериала.
Красивый сильный голос певицей Дины Гариповой полностью контрастирует с бледным, вызывающим жалость образом Зулейхи в сериале...
Впрочем, создатели еще дадут Зулейхе ружье в руки, чтобы к концу сериала полностью "переиграть" ее образ...
Не верю - сказал бы Станиславский...