Петербургское жилье недурно скупают регионы. В основном москвичи: из всех «не местных» покупателей больше 40% — жители Первопрестольной. Внимание, вопрос: население сидит по домам на самоизоляции и путешествует разве что до ближайшего магазина, но квартиры в других городах покупает — как такое возможно? Ответ: дистанционная покупка квартир действительно работает. Второй вопрос: работает ли дистанционная ипотека? Надо разобраться.
Эксперты отмечают несколько примет последнего времени:
- Интерес к покупке недвижимости. После состоявшейся все-таки сделки «ОПЕК+» обычный гражданин (если не строит из себя аналитика нефтяного рынка) остается при убеждении: что с рублем будет, непонятно, а недвижимость — «защищенный актив» и «стабильный пассивный доход».
- Рост дистанционных покупок квартир. В самом процессе — ничего необычного: регионы и раньше прекрасно пользовались этой опцией. Просто теперь местные жители риторически спрашивают: «А что, так можно было?» и осваивают инструменты бесконтактной покупки.
- Заманчивые предложения от застройщиков. Компании как раз стремятся конвертировать квадратные метры в деньги и предлагают всевозможные акции.
Сейчас множество компаний-застройщиков предлагают сделки онлайн. Но то, что купить жилье можно, не нанося визиты в офис компании, не приезжая на экскурсию на объект, не наведываясь на стройку — в голове еще с трудом укладывается. Однако потенциального покупателя подстегивает пресловутое «вдруг не успею»: скидки и акции закончатся, а как поведут себя застройщики после «коронакризиса», пока неясно. Есть и противоположный довод: некоторые аналитики предполагают, что цены на жилье не вырастут — дескать, снизится платежеспособность населения, а там и спрос. Но в инвестиционных компаниях предупреждают: даже если застройщики будут когда-нибудь выкладывать очень «интересные» (в смысле цены/качества) предложения, вряд ли они дойдут до обычного покупателя. Потому что все самое «вкусное» соберут профессиональные инвесторы.
Следовательно, вариант «выждать время», как говорится, «не вариант». И искать выгодные возможности нужно сейчас, когда сидим по домам и можем вдумчиво изучить рынок.
Застройщики исполняют распоряжение городского правительства «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», поэтому личный прием в офисах и на объектах временно прекращен, а в лидерах останутся те компании, у которых отлажен дистанционный способ работы. А именно:
- Оперативность связи: сайт, телефон, мессенджеры, электронная почта.
- Информативность сайта: удобная навигация, внятное представление строительных объектов. Если речь о строящемся объекте, показательна онлайн-трансляция с веб‐камер, расположенных на стройплощадках.
- Ключевое: способность застройщика обеспечить комфортную бесконтактную покупку.
Покажу на примере Группы ЦДС, работающей на рынке 20 лет. Компания демонстрирует свою приверженность к «противовирусным мерам» и готовность работать «на дистанции». Как говорит Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости Группы ЦДС, «текущая ситуация выявила готовность застройщиков к новым, технологичным способам работы, таким как дистанционные продажи. Мы уже давно освоили этот формат при работе с региональными покупателями».
Информацию обо всех этапах сделки вам предоставят уже при первом обращении. «Это помогает людям понять, насколько простой является процедура дистанционной покупки квартиры», — объясняют в компании. Вот инструменты, которыми может воспользоваться покупатель:
- Получить консультацию: менеджеры удалённо сориентируют по акциям и скидкам, помогут определиться с квартирой, подберут ипотечную программу от банка‐партнера.
- На сайте можно самому изучить информацию о домах и квартирах, а на страницах конкретных жилых комплексов — прочитать и о самом проекте, и увидеть его в онлайне.
- Если выбрали жилье, можно забронировать, то есть закрепить его за собой. Также онлайн.
- Для дистанционной покупки менеджеры согласуют с вами договор и проведут бесконтактную сделку, вплоть до регистрации вашей новой собственности в Росреестре.
Если клиент готов заплатить полную сумму (без ипотеки), в 100% случаев сделки в ЦДС проводятся дистанционно. Как поясняет Сергей Терентьев, сделки заключаются при помощи электронной регистрации договора, с выпуском для покупателя и представителя застройщика электронной цифровой подписи.
Другой вопрос, если полной суммы нет. По статистике, лишь у половины российских вкладчиков на банковских счетах лежит 1 миллион рублей и больше. Строго говоря, миллион — не такая уж великая сумма. И в любом случае это означает одно: для покупки жилья, готового или строящегося, нередко нужно брать ипотеку.
Банки еще держат свои ипотечные предложения на доступном уровне, к тому же финансовые организации тоже заинтересованы в клиентах. Но насколько легко получить ипотеку в новой «бесконтактной» реальности, если и в «докоронавирусное» время это было непросто?
По словам Сергея Терентьева, «пока что не все банки соглашаются на электронную регистрацию договора в силу своих внутренних причин».
Поэтому сейчас приоритет у тех компаний, которые:
А) Предоставляют более широкий выбор кредитных программ. Например, в ЦДС предлагают новую услугу, рефинансирование кредита. В «обычное время» граждане нечасто на нее решались: при всей выгодности, это непростая в оформлении процедура. В компании готовы взять все организационные вопросы на себя, подобрать оптимальную ипотечную программу от банка‐партнера, и даже просчитают, что конкретно вам будет выгоднее уменьшать: срок кредитования или ежемесячно выплачиваемую сумму.
Б) Предлагают льготные займы. К примеру, в ЦДС работают с семейной ипотекой с государственной поддержкой для россиян, у которых в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года родился второй и/или последующий ребенок. Тут ставка всего от 4,5% на весь срок кредитования, а это от 3 до 30 лет.
В) Наращивают дистанционное оформление ипотеки. Сейчас у ЦДС более 70% ипотечных сделок с банками проводятся с помощью электронной регистрации, а в ближайшее время долю таких сделок доведут до 90%.
Дистанционность, как видим, при всех ее неудобствах, дает и бонусы. Экономию времени, денег — а также возможность переложить долю организационных хлопот с покупателя на продавца.