Как здорово, когда жизнь сводит тебя с профессионалами, настоящими фанатами своего дела, увлеченными и творческими людьми. Заканчивая цирковое училище, я познакомилась с таким человеком, с необыкновенной женщиной, цирковой портнихой самого высокого класса. Женщины моего возраста и постарше помнят, насколько трудно тогда было достать хорошую материю, блестки, сетку, о камнях «Сваровски» мы мечтали как о драгоценностях! Переплачивали спекулянтам, платили тройную цену (это в лучшем случае) за какое-нибудь боа из страусиных перьев.
Любовь Николаевна творила в этих условиях, и создавала настоящие шедевры. Её костюмы были изысканны, великолепны, и, что немало важно для цирковых, очень долговечны. Она никогда не позволяла себе пришить дешевую блестку, которая облезет после первой стирки. Кстати, просила привозить костюмы на стирку к ней, и бережно стирала их в пене из детского мыла, а потом протирала байковой тряпочкой каждый камушек, каждую блесточку.
Она всегда работала (и работает до сих пор) с определенными художницами, в которых она уверена, которые знают цирковую специфику, ведь это не платье для дефиле, цирковые грации и комбинезоны очень «форсируются», они должны быть прочными и в то же время абсолютно не ограничивать в движениях. Художники, отдавая ей заказ, обговаривают все свои пожелания, и Любовь Николаевна приступает к работе. Ей нужно было две-три примерки с клиенткой, мне думается, что любая портниха психолог, она чувствует, например, кому сделать костюм более сексуальный, кому – более целомудренный, практически не меняя эскиз. Каждую линию, каждый лепесток она много раз прорисовывала, прежде, чем начать вышивку - всё должно работать на то, чтобы «вытянуть» фигуру, сделать её воздушной. Цирковые девушки не всегда обладают идеальными фигурами (хотя умеют себя подать!), часто бывает, что у клиентки не очень длинные ноги, или тяжелая грудь, или просто мальчишеская фигура. Одной известной гимнастке она сшила десятка два костюмов, подкладывая «валики», которые создавали и «бедрышки» и «грудь». Эта гимнастка считалась «идеалом» во всех странах, во всех программах, начиная от Парижа и заканчивая Америкой, но все её костюмы шила только Любовь Николаевна, эти «секреты» доверялись только ей, и только она знала о «фигуре мальчика».
Хороший мастер, как правило, интересная личность.
С Любовь Николаевной всегда было очень интересно, раньше она с мужем (он был клоуном) много поездила с цирком, она прекрасно разбиралась в людях, в ситуациях. Подсказывала, советовала что-то нам, студенткам. Одной нашей девушке, выступающей на проволоке, главк изготовил костюм, очень открытый, отделанный мехом. Как гневалась Любовь Николаевна! «У Эльвиры широкая кость, эти меховые вставки её расширили ещё больше, сделали тяжелой, а спину – разве можно её открывать, она вся покрыта веснушками!» Её возмущали люди, которые просто нарисовали эскиз, сшили, получили за это деньги, но не подумали совершенно об артистке, они же видели все недостатки, почему бы не сделать чуть больше? Чуть больше внимания к деталям, чуть улучшить свою работу.
Костюмы Любови Николаевны всегда были не дешевы, а иначе, и быть не могло, над каждым она работала минимум месяц. В то время 300, 500 долларов были большие деньги, не только для нас, студентов. И, конечно, её костюмы заказывали люди с «понятием». Некоторые, достав ткань, где было много блесток, шили у обычных портних и искренне считали, что эти костюмы не хуже. Но невозможно сравнивать искусство и ремесло!
Моя подруга Рита заказала у Любови Николаевны для своего «Пластического этюда» роскошный, бархатный комбинезон, в малахитовых оттенках. Она называла его «хозяйка медной горы». Когда она поехала на гастроли в Америку, её сразу же стали спрашивать о его стоимости, артистки говорили: «Да у меня десять костюмов за эту цену, тебя развели!» Рита ничего не стала доказывать, но перед премьерой, когда готовили рекламные буклеты, афиши, программы, фотографы всегда ставили её на первый план. Рита смеялась, когда рассказывала, что, несмотря на то, что её номер не был самым сильным, создавалось впечатление – что она гвоздь программы, потому что на все крупные планы на рекламе были её, девушки в безвкусных блестящих тряпках фотографов особенно не интересовали. А ведь в будущем, это повлияло на последующие приглашения импресарио. Хороший костюм – большое дело!
Не разменивайтесь по мелочам. Скупой действительно платит дважды. Но и не переплачивайте за ширпотреб, в особенных вещах Вы по-особенному себя чувствуете, они откроют Вам двери в новые возможности. И цените таких мастеров, как Любовь Николаевна, ведь то, что они создают, стоит дороже, гораздо дороже, чем они запрашивают. Как оценивается Ваша радость, удовольствие, самооценка, восхищенные взгляды? А память? Я давно не выступаю, но всегда помню, что у меня были костюмы от лучшей цирковой мастерицы.
Рада буду, если подпишитесь на канал и поставите лайк.
Другие статьи по теме:
В Изоизоляцию! Срочно! ---> Читать
Дети "от музеев" или День рождения дочери ---> Читать