Найти тему
Territorio mentis

Чёрные мифы Великой Отечественной: война выиграна во многом благодаря штрафбатам

Зачастую приходится слышать, что успех Красной армии был во многом обеспечен за счёт использования штрафных батальонов, которые бросались на самые горячие участки фронта. Штрафники приравнивались к смертникам и их, не жалея, использовали в качестве расходного материала в лобовых атаках на немецкие позиции.

Начиная повествование о советских штрафбатах, надо иметь ввиду, что подобные подразделения не были открытием СССР. Подобные формирования существовали и в Великой армии Наполеона и в британской армии времён Редьярда Киплинга. В вермахте дисциплинарные части были образованы раньше, чем в Советском Союзе, а именно в 1936 году.

Датой создания отечественных штрафных подразделений можно считать 28 июля 1942 года, когда вышел знаменитый приказ Народного комиссара обороны И.В. Сталина №227, получивший краткое наименование «ни шагу назад». Документ предписывал «Сформировать в пределах фронта от одного до трёх штрафных батальонов по восемьсот человек. Сформировать в пределах армий от пяти до десяти штрафных рот до двухсот человек в каждой, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной».

-2

Как видно из текста приказа, численность личного состава штрафных подразделений в масштабах армий и фронтов ничтожно и, соответственно, оказать серьёзное влияние на изменение оперативной обстановки они были не в состоянии. Если же брать процентное соотношение проштрафившихся бойцов от общего количества вооружённых сил СССР за весь период Великой Отечественной, то получится 1,24%. Так что частные мнения о том, что война была выиграна исключительно благодаря использованию штрафбатов, абсолютно беспочвенны.

Красочно картину быта штрафников представил в 2004 году российский кинематограф в сериале «Штрафбат». Но, к сожалению, реальность в нём оказалась сильно искажена.

Сериал "Штафбат", 2004 год
Сериал "Штафбат", 2004 год

По сюжету кинокартины на фронт из мест лишения свободы были привезены заключённые, в том числе множество преступников-рецидивистов, которых включили в состав штрафного батальона и отправили на передовую. Командиром батальона назначили капитана Твердохлебова, тоже из числа штрафников.

На деле многого из того, что показано в фильме, быть не могло. Например, того, что преступников-рецидивистов, как, впрочем, и комбатов-штрафников в штрафных частях не было. В них на основании приговоров военных трибуналов направлялись военнослужащие, совершившие тяжкие преступления, за которые в мирное время они бы получили либо высшую меру наказания, либо длительный срок лишения свободы.

-4

Командование этими подразделениями осуществлял постоянный офицерский состав, подбираемый из числа опытных волевых командиров, имеющих большой боевой опыт. Причём их пребывание в штрафных частях не было наказанием. Наоборот, офицеров чаще повышали в звании, и они имели больше возможностей отличиться. Например, командование штрафной роты 5-й ударной армии в 1945 году было отмечено такими высокими наградами как ордена Красного Знамени и Александра Невского.

Комсостав в штрафные подразделения привлекали, в том числе повышенными окладами. Так, если командир обычной стрелковой роты получал в месяц 750 рублей, то комроты в ШБ со всеми надбавками имел 1375 рублей.

Штрафные роты и батальоны были тем местом, где провинившимся солдатам и офицерам давалась возможность искупить свою вину. Военнослужащие, попавшие в ШБ, лишались званий и становились в строй рядовыми. Однако срок их пребывания в новом подразделении не мог превышать 3-х месяцев. По его истечению разжалованные офицеры и сержанты восстанавливались в звании и направлялись к прежнему месту службы. Скостить срок нахождения в ШБ могло ранение, полученное в бою, в том числе лёгкое.

-5

Дабы не разбрасываться специалистами, на подготовку которых государство потратило много времени и средств, на базе 8-й воздушной армии были созданы штрафные боевые эскадрильи. В них направлялись лётчики, техники, механики, стрелки-бомбардиры, уличенные в саботаже, трусости, шкурничестве, в уклонении от боевых полётов и т.д..

Правдой является то, что перед штрафными ротами и батальонами, как правило, ставились наиболее сложные задачи, вроде взятия высоты, разведки боем или прорыва линии обороны противника. Потери при этом были, действительно, велики. Но смертниками штрафники себя не считали, и каждый из них хотел достойно отбыть своё наказание и реабилитироваться в глазах товарищей.

В то же время в «исправительных батальонах» вермахта наблюдалась иная картина. В них по приговорам трибуналов направлялись военнослужащие на срок от 6 мес. до 7 лет, в основном на Восточный фронт. К тому же не было амнистии по ранениям или ограничения времени пребывания в штрафной части. В таких условиях выживаемость в рядах «исправительных батальонов» была практически нулевой.

Именно поэтому немецкие штрафники, осознавая, что фактически приговорены к смерти, часто рисовали на своих касках её символ – череп с костями.

-6

Читайте также о другие статьи цикла:

-7