Найти в Дзене
История РККА

ТОП-5 самых массовых самолетов поставленных в СССР по Ленд-лизу

Оглавление

Роль Ленд-лиза в победе над Германией огромна и недооценена, так Ленд-лиз закрывал некоторые позиции, которые мы не могли производить сами. Да, для многих будет тяжело признавать, что мы победили с помощью Западных стран, но так оно и есть. Мог бы СССР победить без помощи? Может быть и мог бы, история не терпит сослагательного наклонения, но победа точно обошлась бы нам дороже.

Одним из важных элементов поставок стали самолеты, поставленные в СССР по Ленд-лизу самолеты составляли 12% от выпуска в Союзе. Давайте сейчас кратко рассмотрим самые массовые самолеты, поставленные в СССР Америкой и Британией. Начнем:

Британский агитплакат
Британский агитплакат

1. Bell P-39 Airacobra (США)

Всего в СССР было поставлено около 5 тыс. машин такого типа различных модификаций.

P-39 Airacobra в камуфляже ВВС РККА
P-39 Airacobra в камуфляже ВВС РККА

Поставки начались с 1942 года, но уже к этому времени они начали устаревать, хотя составляли неплохую конкуренцию истребителям Люфтваффе. Из плюсов этой машины можно выделить очень хорошую маневренность из-за смещения центра тяжести ближе к кормовой части машины. Однако, следствием этого стало то, что неопытные летчики на ней частенько сваливались в "штопор". Машина была хороша для маневренного боя, не все советские истребители могли такое продемонстрировать, аналогом можно назвать И-16.

Почти половина выпущенных Аэрокобр отправилась в СССР, на Западном фронте от нее постепенно отказывались, а СССР запрашивал новые партии. Это связано с тем, что для Восточного фронта был характерны более маневренные авиационные бои на более низких высотах.

На Аэрокобру можно было устанавливать мощную авиационную 37-мм пушку, правда ее использование ограничивалось небольшим боекомплектом.

На Аэрокобрах летали известные советские асы: Покрышкин, Речкалов и многие другие.

2. Hawker Hurricane (Великобритания)

В Советский Союз было поставлено чуть более 3 тысяч машин.

Советский истребитель «Харрикейн» Мк IIВ(T), пилотируемый командующим военно-воздушными силами Северного флота генерал-майором авиации А.А. Кузнецовым
Советский истребитель «Харрикейн» Мк IIВ(T), пилотируемый командующим военно-воздушными силами Северного флота генерал-майором авиации А.А. Кузнецовым

Харрикейны были одними из первых машин поставленных в Союз, Черчилль предложил Сталину их еще в 1941 году, Сталину было не до выбора, поэтому пришлось соглашаться. Уже к 1941 Харрикейны были устаревшими, однако по сравнению с некоторыми советскими самолетами, даже Харрикейны выглядели неплохо.

Для того, чтобы истребители могли конкурировать в воздухе с летчиками Люфтваффе, "Харитонов" (такое прозвище получили самолеты) переукомплектовывали новыми бронеспинками, заменяли маломощные Браунинги на 12,7-мм пулеметы.

С 1942 года стали поступать относительно новые модификации, вооруженные 20-мм пушками, но из-за своей технической отсталости и большого веса, их уже не могли использовать в борьбе с истребителями противника, поэтому Харрикейны стали истребителями ПВО, они отлично подходили для борьбы с вражескими бомбардировщиками.

Основной театр их применения - Прибалтийский и Северный фронт, это нетрудно объяснить - прибывали они в Мурманск, а тащить не самый совершенный самолет на другой конец страны не очень целесообразно. Под конец войны в основном использовались для прикрытия портов и аэродромов.

3. Douglas A-20 Havoc/Boston (США)

Их также было поставлено около 3 тысяч машин.

Бостон на одном из аэродромов под Курском. 1943 год
Бостон на одном из аэродромов под Курском. 1943 год

Первые А-20 появились на Восточном фронте в 1943 году. Модель получилась довольно удачной, так по многим летным характеристикам "Бостон" был лучше аналогичного Пе-2. Он был гораздо более устойчив, не сваливался, прощал большее количество ошибок, а также имел отопление кабины, что было непривычно для советских летчиков.

По ленд-лизу поступало значительное количество различных модификаций самолета: как штурмовые, с мощным вооружением, так и модификации с увеличенной бомбовой нагрузкой. В ходе своей эволюции А-20 стал более грозной машиной за счет увеличения бомбовой нагрузки.

Изначально, за океаном машина задумывалась как штурмовик, однако, у нас применялся как угодно, но не как штурмовик. Основным штурмовиком стал Ил-2, не уступив это место никому. Для А-20 были отведены другие роли. Он применялся как тяжелый истребитель, ночной истребитель, средний бомбардировщик, морской бомбардировщик и т.д.

Машина имела хорошую репутацию у летчиков, самолет прослужил до конца войны, поучаствовал в разгроме Японии.

4. Bell P-63 Kingcobra

Самолетов этого типа было поставлено чуть менее 2,5 тысяч машин.

Сохранившийся до наших дней P-63С на одном из аэродромов.
Сохранившийся до наших дней P-63С на одном из аэродромов.

Королевская Кобра проектировалась уже сразу с целью поставок в СССР, опытные образцы испытывались советскими летчиками-испытателями, недочеты передавались сразу фирме. Конструктивно P-63 напоминал своего предшественника: быстрый, сверхманевренный, со смещенным центром тяжести. Также предусмотрели отапливаемую кабину, что очень помогало летчикам.

По сравнению с P-39 новая машина стала более скоростной, имела хороший потолок, однако проиграла в грузоподъемности, запасе горючего и бронезащите. Несмотря на все старания американских конструкторов, наследственная проблема сваливания в "штопор" решена не была.

Поступать машина начала в первой половине 1944 года, но уже первая партия была забракована: был брак маслорадиаторов. К концу 1944 года поставки Королевской Кобры превысили поставки Аэрокобры последних модификаций.

В бой P-63 пускать не спешили, сначала было решено изучить машину, поэтому приоритет поставок этих самолетов пал на те авиачасти, которые до этого летали на P-39, а также дальневосточным частям, так как в скором времени началась Маньчжурская кампания, где Kingcobra не смогла себя проявить должным образом в связи с отсутствием серьезных противников.

5. Supermarine Spitfire (Великобритания)

Было отправлено чуть более 1,3 тысячи самолетов различных модификаций этого семейства

Подготовка только полученных Спитфайров на советско-иранской границе
Подготовка только полученных Спитфайров на советско-иранской границе

Уже в 1941 году в Москве запросили более совершенные Спитфайры вместо Харрикейнов, но в этом нам было отказано, так как британцы сами испытывали в них необходимость.

Первые Спитфайры попали к нам осенью 1942 года, это была партия фоторазведчиков из нескольких безоружных машин. К началу 1943 начались и поставки истребительных вариантов самолета.

Советские летчики тепло отзывались о машине: скоростной, маневренный, отзывчивый в управлении. Несмотря на значительные достоинства, он применялся не так широко, причиной этому стало то, что Спитфайр не был приспособлен к боям на малых высотах, там он не мог реализовать свой потенциал, а такие бои были характерны для Восточного фронта. Также он часто ломался при посадках на мягкий грунт, шасси было разработано для британских бетонных аэродромов. Основное применение Спитфайров заключалась в высотных боях. Они простояли на вооружении до конца войны.

Однако, для лендлизных самолетов одним из самых страшных врагов стал не только Люфтваффе, но и дефицит запчастей. Очень часто не хватало родных комплектующих, авиамеханики всеми правдами и неправдами пытались приделать запчасти от советских самолетов к импортным, что приводило к тому, что даже незначительная поломка могла вывести самолет из строя.

Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить следующие посты, для вас это не составит труда, но очень поможет каналу.