Подобно известному персонажу Ивану Васильевичу из комедии Гайдая, «меня терзают смутные сомнения» относительно сроков окончания карантина, введённого из благих намерений сохранить и сберечь жизни и здоровье людей.
Как бы мы не возмущались, но это объективная необходимость.
Великий философ А.Шопенгауэр утверждал: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».
Бесспорно, время и бремя карантина – очень серьёзное испытание не только для стабильности и экономики страны, но и для каждого человека.
Карантинные ограничения для абсолютного большинства моих сограждан, имеющих очень скудные финансовые запасы, а то и вовсе не обладающие ими, лишают возможности зарабатывать и кормить семью.
Это обстоятельство в сочетании с кардинальным изменением привычного уклада жизни, резким сужением круга общения, необходимостью всё время сидеть дома порождают раздражение, неуверенность, страхи, стрессы, которые отражаются не только на душевном состоянии человека, но и на семейных отношениях.
Прочитал, что после карантина в Китае резко выросло число разводов.
И это происходит в стране, приверженной конфуцианской морали, и, живущей в жестких рамках коммунистической идеологии.
А у нас и до пандемии был высокий уровень разводов.
После кризиса 2008 года европейские учёные провели исследования феномена резкого роста числа разводов. Обнаружили интересный факт: в основном распадались семейные союзы, созданные на основе расчёта или иных факторов, а заключённые на чувствах, в большинстве своём сохранились.
Думаю, в этой ситуации необходимы терпение, стойкость и вера в житейскую мудрость о том, что всё пройдёт. И пандемия с карантином тоже станут воспоминаниями.
Конечно, её последствия будут непростыми и сложными для экономики, но, главное, чтобы они не оказались разрушительными для души человека и гармонии, мира, согласия в семье.
Если уж я сказал о конфуцианстве, то закончу пост словами Конфуция: «Семья – это маленькое государство. И держится оно на любви».