Найти тему
Наталья Гон

«Джентльмены» (2019): кто расскажет правду о фильме?

Никто.

Продолжаю разбираться с тем, как оценивать чьи-то отзывы.

Есть такое латинское выражение «Post hoc, ergo propter hoc», которое означает «после этого, значит, вследствие этого». Этот принцип объяснения происходящего очень распространен. Но всегда ли он работает?
В кино это может выглядеть так: есть фильм и есть отзыв на него. Например:

«Джентльмены» / The Gentlemen
режиссер: Гай Ричи
сценарий: Гай Ричи, Айван Эткинсон, Марн Дэвис
В главных ролях: Мэттью МакКонахи, Чарли Ханнэм, Генри Голдинг, Хью Грант, Мишель Докери, Джереми Стронг, Эдди Марсан, Джейсон Вонг, Колин Фаррелл
Великобритания, США, 2019

Описание фильма, взятое с кинопоиск.ру: «Один ушлый американец ещё со студенческих лет приторговывал наркотиками, а теперь придумал схему нелегального обогащения с использованием поместий обедневшей английской аристократии и очень неплохо на этом разбогател. Другой пронырливый журналист приходит к Рэю, правой руке американца, и предлагает тому купить киносценарий, в котором подробно описаны преступления его босса при участии других представителей лондонского криминального мира — партнёра-еврея, китайской диаспоры, чернокожих спортсменов и даже русского олигарха».

На то, что Гай Риччи может снять интересное для меня кино, уже давно не рассчитываю: в прошлом году приятно удивил крепким «Алладином», но это жанровое, мейнстримное кино. Мастер, да, но потерявший свое лицо.
В хвалебные отзывы о «Джентльменах» не верила с самого начала. Один оборот, что он вернулся к себе времен «Карт, денег…», уже заставлял зевать. Больше двадцати лет прошло. Больше двадцати. Не бывает такого. Тем более повторение чуда обещали и с «Револьвером» (2005) и с «Рок-н-рольщиком» (2008) – пустое.

Но чего не посмотришь во время карантина!
Давно не видела на экране Колина Фаррелла. Эдди Марсан нравится.
На чудо не надеялась, но, возможно, получится что-то бойкое и веселое.
<…>

-2

Унылое, грустное и банальное.
Такое ощущение, как будто старик захотел понравиться молодым и решил им показать old school. «Смотрите и учитесь!» Ага.
Кому-то из молодых, может, и понравится. Много
модной музыки и вставок в виде музыкальных клипов. Но у меня фильм вызвал, помимо вышеописанных, чувство неловкости, даже брезгливости и забрал полтора часа жизни (иногда проматывала, до того тоскливо).
И снова отметила, что чем на экране больше звезд, тем ниже плинтус, до которого фильм опустился.

Итак:
1) а можно ли считать мой отзыв о фильм верным?
или, беря во внимание «Post hoc, ergo propter hoc», 2) считать, что такие впечатления после фильма являются следствием этого фильма?
Сразу и отвечаю:
1) нет;
2) в чем-то да (давайте разберемся, в чем именно), но в целом нет.

Немного психологии.
Выстраиваем цепочку: «Джентльмены» – негативный отзыв.
Однако в этой цепочке нет важного промежуточного звена – кинозрителя.
Именно какой-то конкретный кинозритель, со всеми своими тараканами, пропустил через себя фильм. А если мы про него ничего не знаем, следовательно, не понятно, почему после просмотра получился такой отзыв. А раз не понятно, то и цена отзыву сомнительная.
Более того. Даже тем, кто немного знает этого конкретного зрителя и в курсе того, как он(а) реагировал(а) на другие фильмы, все это не поможет понять, насколько
так же он(а) воспринял(а) этот.

-3

И отзывам тех, кто хвалит этот фильм, тоже нельзя доверять. Они такие же существа с секретным способом переработки того, что к ним попало, как и все остальные. Их «после» не является прямым «вследствие».

Неужели тогда никому нельзя доверять?
Вроде если мы с кем-то совпадаем во мнениях, то возникает представление, что мы одинаково мыслим и чувствуем. Но ключевое слово тут «иногда». Ну, когда-то и в чем-то совпали, да. Бывает. Но это не гарантия того, что отзыв вашего «единомышленника» на фильм, который вы сами еще не видели, оправдается.
Каждый зритель это всегда уникальный «черный ящик» между фильмом и его оценкой.

И как быть?
Да, как?
Вот бы кто-нибудь снял психологический триллер про то, как главный герой пытается найти того, кто знает, какой фильм
на самом деле, но каждый раз оказывается, что это всего лишь одна из точек зрения.

/доказательство, почему кинокритикам нельзя доверять/

/почему язык не помогает нам выразить то, что мы чувствуем/