Найти тему
Информатор

Мифы о коронавирусе, дезинформация, теории заговора: специальный отчет

С началом вспышки коронавируса COVID-19 люди стали свидетелями распространения значительного количества новостей, мифов и дезинформации, поступающих из различных источников как внутри, так и за пределами Европейского Союза. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявила, что вспышка коронавирусной инфекции COVID-19 и реакция на нее сопровождались массовой «инфодемией», которую ВОЗ описывает как переизбыток достоверной и ошибочной информации, значительно затрудняющий поиск достоверных источников и заслуживающих доверия рекомендаций, сообщает EUvsDisinfo.

Сегодня информационная среда вокруг коронавируса характеризуется огромным количеством контента из разных источников и в разных СМИ. Правительства и органы здравоохранения пытаются предоставлять достоверную информацию о коронавирусной инфекции COVID-19, а социальные сети ищут эффективные способы продвижения этого контента, одновременно удаляя сомнительный контент или понижая его приоритет. В то же время мы наблюдаем значительное количество недостоверной информации и откровенной дезинформации в Интернете и офлайн. В отличие от непреднамеренного распространения ложных сведений, кампании по дезинформации представляют собой умышленное производство и распространение доказуемо ложного контента по политическим или финансовым причинам.

Прокремлевская дезинформация

Тема коронавируса ежедневно муссируется в прокремлевских СМИ, включая федеральные. По состоянию на 19 марта Оперативная рабочая группа по стратегическим коммуникациям East StratCom Task Force зарегистрировала в общедоступной базе данных EUvsDisinfo более 110 примеров дезинформации, связанной с коронавирусом (с 22 января 2020 года). Эти примеры характерны для традиционной стратегии Кремля – использовать дезинформацию для усиления разногласий, сеять недоверие и хаос, усугублять кризисные ситуации и проблемы, вызывающие общественное беспокойство.

Существуют также заметные различия в кремлевских стратегиях дезинформации для российской и международной аудитории:

  • Сообщения, предназначенные для российской аудитории, описывают вирус как форму иностранной агрессии, утверждая, например, что коронавирус происходит из секретных американских или западных лабораторий, и подчеркивая, что проблемы, связанные с этим вирусом, в основном затрагивают зарубежные и демократические страны, в то время как Россия успешно борется со вспышкой заболевания.
  • Сообщения, предназначенные для международной аудитории (на английском, итальянском, испанском, арабском и других языках), формируются по другому принципу: они сосредоточены главным образом на теориях заговора о «глобальных элитах», которые целенаправленно используют вирус в качестве оружия для достижения своих собственных целей. В этом случае цель заключается в том, чтобы вызвать недоверие к национальным и европейским властям и системам здравоохранения, а также, среди прочего, к международным учреждениям и научным экспертам.
  • Нарративы, описывающие вирус как творение рук человека, присутствуют в дезинформации для всех аудиторий.