Найти тему
Журнал ПЛАС

Как построить финансовый сервис в XXI веке на базе мессенджера?

Эллиот Гойхман, основатель необанка ZELF и платформы LikeBank, в интервью журналу «ПЛАС» рассказывает о новом подходе к использованию мессенджеров и перспективах глобального рынка виртуальных карт.

ПЛАС: Что представляет собой LikeBank? Как возникло такое название?

Э. Гойхман: LikeBank – это в первую очередь технологическая платформа дистанционного обслуживания в мессенджерах, которую мы предоставляем банкам. С ее помощью их клиенты «в одно касание», без скачивания приложений, без походов в допофисы и встреч с курьерами могут выпускать виртуальные карты и открывать счета.

Когда мы планировали запуск нашего сервиса, у нас было порядка 200 вариантов названий. Поскольку наш основной канал взаимодействия – это мессенджеры, явление социальное, – мы решили работать с ассоциациями, ведь кроме постов и сообщений одно из основных действий в соцсетях – ставить лайки. Отсюда и LikeBank. Кроме того, у нас даже была русифицированная версия этого названия – Лайка Банк (как вы помните, собака Лайка – один из пионеров космических полетов в СССР).

ПЛАС: Почему именно мессенджеры стали играть столь заметную роль в финансовых технологиях?

Э. Гойхман: Мессенджеры играют столь заметную роль в финансовых технологиях, потому что имеют колоссальное значение в жизни людей в целом. Появившись как замена электронной почте, они сделали возможными отправку и получение моментальных сообщений (instant messages). Это переросло в целое культурное явление, и многие уже предпочитают текст телефонным разговорам, а часть людей даже считают бестактностью звонить без предварительной координации в мессенджере. Технология моментальных сообщений вошла во все пласты общества – от детей до пожилых, и, например, трудовые мигранты активно используют мессенджеры для сообщений и звонков родным, не платя сотовым операторам за международные звонки и SMS.

Использование мессенджеров стало настолько неотъемлемой частью нашей жизни, что называется, must have, что некоторые авиалинии, к примеру Air France, имеющие платный сервис Wi-Fi на длительных перелетах, предоставляют доступ к мессенджерам бесплатно. Tele2 предлагает своим клиентам бесплатный доступ к соцсетям и мессенджерам.

По некоторым оценкам, пользователи смартфонов проводят до 65% screen time в мессенджерах, и, как результат, большая часть нашей жизни находит отражение в сообщениях: обсуждаем ли мы финансовые вопросы, запрашиваем у коллег деньги за ланч, высылаем ли счет за выполненную работу.

ПЛАС: Как обеспечить бесшовный переход из одного мессенджера в другой?

Э. Гойхман: Для многих банков номер мобильного телефона уже является идентификатором клиента и используется и как логин, и для отправки одноразовых паролей. А в 95% случаев на этот же номер зарегистрирован и мессенджер. Мы сделали так, чтобы человек из одного мессенджера мог при необходимости «бесшовно» перейти в другой, авторизовавшись через свой номер мобильного телефона. Все данные хранятся на сервере. В любой момент, когда бы клиент ни запросил эти данные у чат-бота, он предоставит владельцу номера актуальную информацию.

ПЛАС: Ваш сервис в основном интересен мобильным операторам, или пул клиентов намного шире?

Э. Гойхман: Наша платформа интересна мобильным операторам, потому что они зачастую лучше знают клиента, чем банки, но предоставлять финансовые услуги без финансовой организации не могут. Отсюда и рождается синергия оператора и банка: Мегафон и Раунд, Билайн и Альфа-Банк, МТС и МТС Банк. В нашем проекте с продуктом MTS Cashback Litе команда МТС Банка хорошо отработала синергию с МТС.

Если у вас есть подписка, нажмите Войти

Журнал PLUS