Вопрос. Как вы относитесь к фильму «Страсти Христовы»?
Отвечаю. Стараюсь не относиться, правильнее говоря, на интересоваться подобными явлениями. Правда, не всегда получается, но это уже другой вопрос. Теперь по-существу. Святитель Иоанн Златоуст называл зрелища - прелюбодеянием, он даже отлучал ходивших в театр и на спортивные состязания, от церкви. Что изменилось с тех пор? Зрелища стали целомудренными, бесстрастными? Увы. Все, что когда-то объявлялось лицедейством и относилось к губительным страстям, ныне называется добродетелью, культурой. Печально. Надо оговориться, что есть нечто действительно нужное и полезное для души, особенно детской, когда в лицах воспроизводится какое-либо душеполезное представление. Святитель Димитрий Ростовский «оживил» так жития святых, и детская душа отозвалась благодатно на такие постановки. Но современный кинематограф может быть смело отнесен к совокуплению со страстьми и похотьми.
Предвижу возражениях о фильмах по литературной классике или на религиозные темы. Да, они есть и порой, хоть и редко, весьма талантливые. Но в образах героев фильма, актеры щедро делятся с нами своими страстями, гордостью, самолюбием, насмешкой, презрением и подобным. Лично мне от своих страстей тошно, а чужие, явно, не делают меня лучше. Вот и задумаешься, чего я получил больше от просмотра «нравственного» кино, пользы или вреда, мелкого сиюминутного чувства или приобщения к чужой малоприятной страстишке.
Теперь о фильме «Страсти Христовы». Фильм от начала до конца католический, со всеми вытекающими. Один мой знакомый, далекий от церкви, был потрясен до глубины души этой картиной, но так и остался далеким. Почему? Католичество уже давно превратило Христа в только человека. Уже с тех самых пор, как папу седлало Его наместником на земле. Человек не может быть наместником Бога, дистанция бесконечна, а вот быть наместником человека, человек может.
Этот фильм сосредоточен на человеческих страданиях невинного и смиренного, но кого? Бога в них нет. Страдает человек. Поэтому столько страстного, чувственного, вполне поверхностного. Вспомните нашу службу Великой Пятницы: «Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки:» - этого ничего у католиков нет, там только чувства. Яркие, сильные, но скоротечные, не основательные. Я писал со Святой Земли, что в Страстной Пяток чувствовал у Гроба Господня больше мира и радости, чем печали и скорби. И в службе это явно слышится. Как раз в этом году совпала Пасха наша и католиков. Когда мимо нас прошел католический крестный ход, они несли в плащанице куклу распятого и снятого со креста, Спасителя, разрисованную под кровь и раны, было не по себе. Когда же шел наш крестный ход, то в плащанице лежали лепестки алых и белых роз, много. Душа торжествовала и плакала, глубоко переживая происходящее.
Вот по этому, я считаю фильм малополезным для всех и уж точно, не полезным для верующих. В этом фильме много и других сомнительных моментов, но о главном я сказал. Могу еще сказать, как на фильм реагируют дети, это яркий показатель. Они смущены. А там где смущение, страх, вряд ли будет что доброе, мирное. Для ищущих мира фильм, точно не пригоден.