Найти в Дзене
Владимир Марочкин о музыке

История песни «Олеся», или "Песняры" в 1972 году...

«Олеся» - шедевр «Песняров», сочиненный И. Лученком и А. Кулешовым в 1972 году и вплетенный Владимиром Мулявиным в фолк-роковый напев семидесятых. Песня вышла в декабре 1972 года на звуковых пластинках журнала «Кругозор»* и сразу же влюбила в себя всех ребят окрест. «Олеся» звучала даже на околоземной орбите.

Космонавт Владимир Коваленок рассказывал: «Как-то раз во время полета я веду записи, а Саша Иванченков возится с аппаратурой, а в тишине в несчетный раз тихо звучала «песняровская» «Олеся» - у нас на станции была большая подборка записей «Песняров». И вдруг я слышу, как всегда сдержанный мой бортинженер чуть слышно подпевает:

«Пайшла, нiлщли ужо не вернешься, Алеся,

Бывай, смуглявая, каханая, бывай...»

Я сделал вид, что сосредоточен на работе, что не слышу его мурлыкания, чтобы не испортить песню, не спугнуть благостного настроения товарища...»**

Владимир Коваленок и Александр Иванченков
Владимир Коваленок и Александр Иванченков

Вообще это был очень удачный год для «Песняров»: успех первого диска-гиганта; полные приятностей гастроли; выход нового миньона с двумя белорусскими народными песнями в современной обработке «На что бабе огород» и «Стоит верба» и новой песней И.Лученка и В.Мулявина на слова Я.Коласа «Любовь»; запись новых песен – «Завушницы» (народная), «Хлопец пашеньку пахае» (народная), «Розы цвет» (В.Мулявин – И.Скурко), «Черные очи» (В.Зинкевич – Я.Купала) для второго диска-гиганта. «Песняры» стали победителями конкурса политической песни, который проходил в Минске, а затем и лауреатами Всесоюзного конкурса политической песни. В конце года ансамбль принял участие в заключительном концерте конкурса «Песня-72», где исполнил песни «Березовый сок» и «Косил Ясь конюшину».

Владимир Николаев
Владимир Николаев

Не обошлось и без изменений в составе. В середине апреля 1972 года в ансамбль пришел клавишник Владимир Николаев, до этого игравший в группе «Новый Электрон».

Владимир Николаев рассказывал, что долго ждал прослушивания в «Песняры», но ансамбль был на гастролях, и ему пришлось играть в ресторане, чтобы заработать немного денег на жизнь. «И вот вечером в середине апреля, - вспоминал Владимир Николаев, - в ресторан зашел ударник «Песняров» Саша Демешко и сообщил, что завтра утром меня хочет видеть Мулявин...

Ночью я почти не спал, а поутру буквально побежал к Мулявину. Он встретил меня с улыбкой и, немного поговорив, предложил спуститься в класс к роялю. Там достал какие-то ноты и сказал: «Вот, сыграй с листа эти каракули, а я посижу, послушаю». Я сыграл, он вроде бы остался доволен и предложил прийти на следующий день на репетицию.

Кстати, те каракули, которые я сыграл с листа, были авторским экземпляром композитора Игоря Лученка, а песня стала одной из визитных карточек «Песняров» - ее спел Леонид Борткевич, называлась она «Олеся»...»

Николаев сразу пришелся ко двору, так как не только виртуозно играл на клавишных инструментах и пел, но также освоил тромбон и саксофон, а в антрактах между отделениями показывал забавные номера пантомимы.

Осенью скрипач Валентин Бадьяров покинул ансамбль, чтобы создать собственную группу. Освободившееся место в «Песнярах» занял Чеслав Поплавский (скрипка, вокал), ранее вместе с Леонидом Борткевичем выступавший в фолк-рок-ансамбле «Золотые яблоки».

Таким образом осенью 1972 года сложился следующий состав: Владимир Мулявин (вокал, гитара, художественный руководитель), Валерий Мулявин (ритм-гитара, труба, вокал), Владислав Мисевич (саксофон, флейта, вокал), Леонид Тышко (бас-гитара, вокал), Александр Демешко (ударные, вокал), Леонид Борткевич (вокал, труба), Анатолий Кашепаров (вокал), Владимир Николаев (орган, тромбон, саксофон, вокал), Чеслав Поплавский (скрипка, вокал).

Валерий Яшкин (орган, вокал) в этом году поступил учиться в ГИТИС, поэтому участие в жизни ансамбля принимал лишь эпизодически.

_________

* Кроме «Олеси» на той же пластинке звучала и шуточная белорусская народная песня «На что бабе огород», аранжированная «Песнярами» в ритмах биг-бита.

** История взята из книги «Владимир Мулявин. Нота судьбы». Минск, Мастацкая лiтаратура. 2004