Найти тему
Юрий Базанов

Сталин и православие "ныне и присно и во веки веков" - 3

В 380 году, при Феодосии I христианство стало официальной религией Римской империи и «Вечный город» стал её центром. Так Христианство завоевало Рим, а вскоре вместе с римской культурой проникало в самые отдаленные уголки империи. А когда в 394 году император Феодосий утвердил эдикт, который запрещал языческие обряды, христианство стало основной государственной религией всей Римской империи.

В 395 году Римская империя окончательно делится на Западную и Восточную, но ещё задолго до этого император Константин предусмотрительно основал новую столицу в городе Византий. Этот маленький захолустный городок на Босфоре, безусловно, имел очень удобное географическое положение, но это было не самое главное его достоинство.

Главной причиной, по которой император Константин сделал свой выбор, заключалась в том, что христианскую общину Византия основали сразу два ученика Иисуса Христа - апостол Андрей Первозванный и апостол Иоанн Богослов. И это был очень важный аргумент при выборе места для Новой столицы мирового христианства.

Согласно преданию, апостол Иоанн Богослов своей проповедью в Малой Азии «многих сподвигнул» к крещению, а апостол Андрей Первозванный уже в 38 году от Рождества Христова рукоположил своего ученика Стахия «во епископы града Византиона».

Выходит, что Константин Великий был прав, и не зря Новая столица Римской империи получила его имя. Константинополь – Город Константина. Русские называли его Цареградом.

В VI–VII веках из Вечного города в Константинополь переехала практически вся знать, военноначальники, богатые люди и купцы. Последний император Рима, по злой иронии судьбы являвшийся тёзкой основателя Рима - Ромула, накануне очередного падения «Вечного города», отправил свои имперские регалии в Константинополь и бежал с остатками двора.

В начале X века основным врагом Византии были Аббасиды, наступавшие в Малой Азии на византийские владения и совершавшие морские набеги с юга. Воспользовавшись слабостью империи, в 904 году болгарский царь Симеон I отнял у Византии часть её земель. Он совершил поход на разграбленные арабами Фессалоники, стремясь расширить свои владения. И аппетиты болгар этим не ограничивались.

Что касается Руси, то с самого начала X века она выступает как союзник Византии, а в сложившейся ситуации её помощь была особенно необходима. По инициативе Византии с целью предотвращения дальнейших нападений в Константинополь с Киевской Руси прибыли «Большие полки». Их «поход на Византию» приходится на 907—908 годы. И был как нельзя вовремя. Но сначала надо отметить, что именно тогда состоялась первая встреча и первое знакомство русичей с учением Христа, которое впоследствии сыграло для них очень важную роль.

В 955 году сама Киевская княгиня Ольга отправляется в Царьград. И, не долго думая, торжественно принимает христианскую веру. По крещению её нарекают Еленой. А в 861 году на юге Руси обряд крещения прошли сразу 200 семейств. Для создания первой русской Церкви Константинопольский патриарх посылает миссийного епископа Михаила. В дальнейшем он становится первым русским митрополитом.

Когда в 1004 году Константинополь был разгромлен и полностью разграблен крестоносцами, «центральный офис» правоверной Восточной церкви перекочевал в Киев.

Но Киев «не удержался в седле» - в 1240 году город был захвачен и разрушен азиатскими племенами, и в 1299 году резиденция митрополита была перенесена во Владимир-на-Клязьме. Но ненадолго. Обстоятельства заставили митрополита в 1325 году переехать в Москву. После того как он оседает там окончательно, возрождающееся Русское государство стали рассматривать как продолжение Римской империи и силу, которая способна воскресить «потерянный левиафан» и стать Третьим Римом.

Стало забываться, что с 1054 года после разделения христианской церкви, Константинополь стал центром православия. Теперь ставка делалась на Москву.

Казалось бы, что намерение Сталина имеет все основания для воплощения в жизнь, и он, удовлетворённый уже достигнутыми результатами, даже прекратил общение с ненавистными ему церковниками. Последние встречи состоялись в апреля 1945 года. 10 апреля Сталин принял новоизбранного Патриарха Алексия, митрополита Николая и протопресвитера Николая Колчицкого. На ней шла речь о задачах Патриархии в области международных отношений. Церковь «взяла под козырёк» и в 1945—1946 годах представители Московской патриархии посетили 17 стран и привели под юрисдикцию Московского патриархата 17 епископов и 285 приходов.

Казалось бы, что намерение Сталина имеет все основания для воплощения в жизнь, и он, удовлетворённый уже достигнутыми результатами, даже прекратил общение с ненавистными ему церковниками. Последние встречи состоялись 10 апреля 1945 года. Сталин принял новоизбранного Патриарха Алексия, митрополита Николая
и протопресвитера Николая Колчицкого. На ней шла речь о задачах Патриархии в области международных отношений. Церковь «взяла под козырёк» и в 1945—1946 годах представители Московской патриархии посетили 17 стран и привели под юрисдикцию Московского патриархата 17 епископов и 285 приходов.

19 апреля состоялся приём Сталиным Генерального викария Эчмиадзинского Католикосата митрополита Геворга. Сталин дал поручение оказать ему необходимую помощь в проведении церковного Собора. На письменное Обращение, которое включало в себя просьбы о возвращении верующим церковных зданий, имущества, реликвий, разрешении выезда церковных делегаций за границу и открытии банковского счета наложил резолюцию в одно слово: «Согласен».

С самого начала главной причиной изменения репрессивной политики в отношении Церкви являлось соображение внешнеполитической целесообразности. Вот и тогда власти СССР намеревались провести в Москве Вселенский собор «для решения вопроса о присвоении Московской патриархии титула Вселенской», и сделать Москву «православным Ватиканом», так как католическая церковь считает себя вселенской.

Именно поэтому Вселенский Собор в Москве должен был провозгласить объединение всех православных церквей под началом Патриарха всея Руси. Сталин считал, что кремлевское руководство, используя церковные каналы, получит уникальные рычаги для трансляции советского влияния по всему миру и в значительно большей мере сможет использовать церковные структуры в своей внешней политике.

Однако этому плану не суждено было осуществиться из-за того, что ряд восточных церквей отказался прислать в Москву своих представителей. Инициатором «раздора» стала Русская ортодоксальная церковь за рубежом, или, по словам самих же церковников, Русская правоверная церковь в изгнании. Несостоявшийся «Вселенский собор» пришлось назвать «совещанием». Итоги Совещания глав и представителей поместных православных церквей были разочаровывающими с точки зрения продвижения внешнеполитических интересов Кремля, и после его проведения прежняя репрессивная политика к церкви была возобновлена.

Начался этот антирелигиозный откат с осени 1948 года, и его причина заключалась в том, что Сталин разочаровался в эффективности использования Русской Православной Церкви в международных делах. Но в крушении его амбициозного плана Русская Православная Церковь была виновата только тем, что она была Русской Православной Церковью. А ведь на таком названии настоял сам Сталин. На первой встрече с церковными Патриархами 4 сентября 1943 года Сталин создал РПЦ и назначил её главпопом Сергия, хотя настоящим её руководителем был офицер НКВД Карпин. А потом Иосиф Виссарионович ещё и закрепил все это своим Указом в 1945 году.

Так что закономерность провала была очевидна – христианские церковнослужители хоть и давно уже привыкли гнуть спину перед сильной светской властью любой ориентации, и их ни сколько не беспокоило, что коммунистическая Москва будет во всеуслышание названа их новым религиозным центром, но менять свои основополагающие канонические догмы это уже «через край даже для вечно лавирующих церковных лицемеров.

Дело в том, что Христианская церковь изначально называлась Христовой или Апостольской, а после раскола в 1054 году её «восточный сектор» стал называться ортодоксальной или правоверной, то есть правильной церковью, основывающейся на первоначальных принципах. На Руси её часто называли Греко – Русская правоверная христианская церковь по византийскому обряду. А правоверие известно всем религиям, включая иудейскую и исламскую. Правоверие - это непреклонное служение первоначальному учению. Люди, которые не меняют своих убеждений в зависимости от обстоятельств, всегда были, есть и будут. На таких людях держится основа мироздания.

Именно они и дали отпор религиозным афёрам Сталина. Русская христианская ортодоксальная церковь в отчуждении, а, по-русски говоря, правоверная, то есть правильная церковь за рубежом «встала на дыбы». Она много лет находилась в изгнании и теперь получила возможность высказать своё мнение. Истинные Русские христиане даже в страшных снах не допускали возможность внесения путаницы между правоверием и православием. Более-менее сведущие люди прекрасно понимали разницу между этими понятиями. Они знают, что Ведическое Православие и Правоверное Христианство в X веке по историческим причинам пересеклись на территории Руси и, вростая друг в друга, мирно сосуществовали до XVII века. Это время называлось двоеверием.

Но 1650 году патриарх Тихон вознамерился положить ему конец. Он хотел совместить обе религии и объединить их хотя бы общим названием. Тихон заменил во всех церковных книгах, включая летописи, правоверие на православие, и в результате этого появилась Русская Православная Церковь. В XVII веке это случилось впервые, но в XX и XXI веках история повторилась вновь.

А в то далёкое время церковная реформа не увенчалась успехом. Она привела к новому расколу среди духовенства и только усугубила ситуацию в России. Такой исход был предсказуем. Ведь эта реформа осуществлялась по настоянию царя Алексея Михайловича, который был вторым царём в роде Романовых и никак не хотел мириться с тем, что православные не признают его верховной власти. А, надо сказать, что они вообще не признавали никакой власти кроме общенародной.

При Петре I многое изменилось в Российской империи, и Русская Православная Церковь опять стала называться «Российской Греко-Кафолической автокефальной церковью византийского обряда». А сам Император при этом стал «Христианским государем, Правоверия и благочестия блюстителем». Блюститель Правоверия. Вот оно как. Кстати сказать, что о православии нет ни единого слова и в изданиях Духовного Регламента, выходивших с 1776 по 1856 год.

Сталин и православие "ныне и присно, и во веки веков" - 1

https://zen.yandex.ru/media/id/5e0b829c9c944600ad95e951/stalin-i-pravoslavie-nyne-i-prisno-i-vo-veki-vekov-1-5e9942577e9eda6dc0c46f10

Сталин и православие "ныне и присно, и во веки веков" - 2

https://zen.yandex.ru/media/id/5e0b829c9c944600ad95e951/stalin-i-pravoslavie-nyne-i-prisno-i-vo-veki-vekov-3-5e994c937dcaf814677001f4

Сталин и православие "ныне и присно, и во веки веков" - 3

https://zen.yandex.ru/media/id/5e0b829c9c944600ad95e951/stalin-i-pravoslavie-nyne-i-prisno-i-vo-veki-vekov-5-5e9957f8bccf9823849f8d70

Сталин и православие "ныне и присно, и во веки веков" - 4

https://zen.yandex.ru/media/id/5e0b829c9c944600ad95e951/stalin-i-pravoslavie-nyne-i-prisno-i-vo-veki-vekov-7-5e996e49332e452605d6da0b

Автор канала Юрий Базанов предлагает 1 и 2 части своей книги «Вход в реальность» за 116 рублей каждая. В интернет - магазинах продаётся только 1-я часть по цене 176 рублей. Жду заявки на своей почте yuriy.bazanow@yandex.ru.

Дополнительная информация в публикации Осознание самосознания. Собственного и национального.

https://zen.yandex.ru/media/id/5e0b829c9c944600ad95e951/osoznanie-samosoznaniia-sobstvennogo-i-nacionalnogo-5ecccfd84e581f13f4e56fb1