Найти тему
Remont1969

На службе флота. Часть 7. Wolseley 1914 Admiralty Pattern Armoured Car. Бронированный ботик.

Для наземных операций на континенте первыми в Великобритании первыми начали бронирование шасси на фирме Wolseley Motors по заказу адмиралтейства. Машины были откровенно неудачными, но тем не менее они были и уже в 1914-м году приняли участие в боевых операциях.

Wolseley 1914 Admiralty Pattern Armoured Car/Бронированный автомобиль Уолсли адмиральского типа обр 1914 года

Производство: Wolseley Motors/Бронирование William Beardmore & Co

Кол-во выпущенных: 6?

Шасси: Wolseley 30/40 hp

Боевая масса: 2500 кг

Бронирование: 6,35 мм

Вооружение: . 303 Maxim Machine Gun

Экипаж: 3-5

Двигатель Wolseley R6 , 5000см3, 40 л.с.

Эта статья входил в большой цикл материалов о боевых машинах на службе Морской авиации Великобритании на раннем этапе Первой мировой войны. Предыдущую статью можно прочитать здесь: На службе флота. Часть 6. Rolls Royce 1914 Admiralty Pattern Armoured Car. Адмиральский катер на колесах.
-2

После заявки коммандера Чарльза Ромни Сэмсона, возглавлявшего RNAS на континенте, на обеспечение частей бронированными машинами, Адмиралтейство Британии начало спешно создавать бронированные автомобильные части. По плану, который был подписан Уинстоном Черчиллем, на вооружение авиационных частей флота должно было поступить 60 пулеметных бронеавтомобилей, из них 21 на шасси крупнейшего на тот момент производителя автомобилей в Великобритании - Wolsеley. Выбор шасси этого производителя наверно был на тот момент лучшим - моторы Тальбот был слишком слабым, а шасси Роллс-Ройс очень дорогим, а вот Уолсли был самое то. Но выпуск шасси для бронирования не был сколько-нибуть значимым для завода в году Первой мировой войны, и в итоге боевая техника на таких шасси почти не выпускалась.

-3
Марку Wolseley можно отнести к пионерам английского автопрома, Фредерик Йорк Уолсли, эмигрант из Австралии, в 1868 году при финансовой поддержке своего старшего брата Гарнета Джозефа Уолсли Младшего начинает конструировать машинку для стрижки овец. В октябре 1869 года Фредерик Уолсли регистрирует фирму Wolseley Sheep Shearing Machine Company. В 1887 году он нанимает в качестве главного инженера Герберта Остина, который в 1894 году становится руководителем фирмы, того самого Остина, который в будущем создаст фирму, которая будет выпускать броневики для Российской императорской армии. Первой транспортной машиной фирмы Уолсли был трицикл, который Остин разработал зимой 1895-1896. Трицикл получил независимую заднюю подвеску, центральное расположение 2-х сильного мотора водяного охлаждения и 2-х ступенчатую коробку передач с задним ходом. Трицикл выставлялся в Хрустальном Дворце Лонжона, где проходила Национальная велосипедная выставка.
-4
В июне 1898 года Герберт Остин совершил на трицикле 400 км вояж из Бирмингема в Рил и обратно, со средней скоростью в 13 км/ч, доказав надёжность своего транспортного средства. В 1899 году Остин строит еще одну машину, на этот раз четырёхколёсную с одноцилиндровым 1.3-х литровым двигателем мощностью 3.3 л.с., положенным на бок. В этом же году Сэр Хайрам Максим, изобретатель одноименного пулемета, для того, что бы загрузить Герберта Остина работой над паровым самолетом, проводит красивую комбинацию, в которой оружейная фирма Vickers, Sons and Maxim создаёт компанию Wolseley Tool & Motor Car Co Ltd, которая выкупает у Wolseley Sheep Shearing Machine Co все изобретения Остина. Старая фирма по договору продолжает делать свои машинки для стрижки овец и перестаёт заниматься автомобильным производством. Генеральным директором новообразованной фирмы становится Герберт Остин, а сама фирма располагается в Аддерли Парк, где был куплен завод принадлежащий ранее Starley Brothers and Westwood Ltd. В 1902 году Остин выпускает чуть ли не самые мощные модели на рынке - 20HP с 5,2 литровым четырехцилиндровым и 45/50НР с 8.2-х литровым двигателями. В 1905 году Wolseley Tool and Motor Car Co купила Siddeley Autocar Co. После объединения Остин, недовольный своей ролью в укрупненной компании, уходит и создает собственную Austin Motor Company. По итогам испытаний в конце первого десятилетия 20-го века Wolsley считались самым надёжным автомобилем Британии. В 1910м году появляются модели 20/28НР - 4.3л, 30/34НР - 5.6л, 40НР - 7.1л, а так же 6-ти цилиндровые 30/40НР - 5.0л и 50НР - 8.9л. В 1914м году компания становится крупнейшим британским производителем автомобилей, выпуская до 3000 автомобилей в год.
-5

Первая мировая война не помешала работе фирме, которое начала производство авиационных и морских двигателей. К рядной шестёрке воздушного охлаждения добавились 8, 9, 12 и 14-ти цилиндровые авиационные моторы, изготавливаемые по лицензии Boucier и Hispano-Suiza. Помимо этого выпускалась амуниция для пехотных войск и комплектующие для самолётов, в военное время фирма увеличила штат работников на 8000 человек до 13000 рабочих. Используя обширные связи с армией через Виккерс, автомобили Уолсли активно поставлялись в вооруженные силы метрополии. В Морском ведомстве при формировании броневых частей приняли решение бронировать 21 машину этой марки и, в основном, оснастить такими же машинами вспомогательный состав частей. Шасси Wolseley 30/40 hp были лучшим решением, чем Тальботы, для бронирования, но всё же они уступали Роллс-Ройсам. И когда стало понятно, что война не на час, было принято решение все-таки выбрать самый лучший вариант для серийного производства, и это оказалось не шасси от Wolseley.

-6

Бронирование Wolseley 1914 Admiralty Pattern Armoured Ca принципиально не отличалось от других машин построенным по проекту Admiralty Pattern. Разработанный на базе Ролс-Ройча деревянный макет стал образцом для бронирования всех остальных машин. Первыми бронированные машины были выпущены и отправлены на континент машины Уолслей. Простое бронирование из листов котельной стали, откидывающаяся бронированная рубка из 5-мм хром-никелевой стали, штатный пулемет, расположенный над рубкой. Защита радиатора была решена очень просто, броневой лист был сдвижным и в походном положении мог сдвигаться под верхнюю крышку капота. Стандартное шасси изменений не претерпело, сохранив листовые рессоры, спицованные колеса и обычные пневматические шины. Так как нагрузка на шасси существенно выросла на задние оси были установлены сдвоенные колеса.

-7
Именно по типу бронирования передних колес можно отличить в общем-то схожие бронемашины Admiralty Pattern Armoured Car. У Wolseley 1914 Armoured Car колеса сохранилось полное изогнутое крылом с добавленной передней защитой из листа стали, квадратная рубка, подъемная наклонная сплошная защита радиатора, и скругленное дополнительное закрытие задних колес. Так же в отличие от Тальбо и Роллс-Ройса броневики от Уолсли были оснащены складывающейся крышей кабриолетного типа.
Фото: Classic Military Vehicle Issue 224, David Fletcher, Armored Warfare
Фото: Classic Military Vehicle Issue 224, David Fletcher, Armored Warfare

Вместе с бронированными Роллс-Ройс и Талбот броневики Уолсли вошли в состав частей RNAS в континентальной Европе и принимали участие в боях за Антверпен и Дюнкерк. Особенно активно бронеавтомобили участвовали в операции по эвакуации военных из Антверпена, всего в операции принимало участие до 70-ти автобусов AEC B-type. К каждым семи автобусам был придан бронеавтомобиль. 90-мильный маршрут эвакуации через Брюгге обеспечивался военными моряками из RNAS. На фотографии из Антверпена бронеавтомобили стоят в порядке поступления в RNAS - первый Уолсли, затем Тальбо, Затем Роллс-Ройсе.

-9

Сравнивания различные машины коммандер Самсон признал, что только построенные на шасси Роллс-Ройс машины отвечают требованиям эксплуатации в боевых частях. Все построенные бронированные Уолсли, как предполагается, были разбронированы и перестроены в транспортеры для морской пехоты. На известной фотографии эти машины имеют сдвоенные задние колеса, что было признаком шасси для броневиков.

-10

Использование бронированных машин Адмиралтейского типа в боевых действиях в Европе не принесло английской армии существенных дивидендов, но позволило сделать правильные выводы, и по крайней мере уже следующая разработанная на шасси Ролс-Ройс боевая машина стала одним из самых удачных образцов бронированной техники первой половины 20-го века.

Эта статья входил в большой цикл материалов о боевых машинах на службе Морской авиации Великобритании на раннем этапе Первой мировой войны. Следующую статью можно прочитать здесь: На службе флота. Часть 8. Talbot 1914 Admiralty Pattern Armoured Car. Бронированный ялик.

Источники:

Classic Military Vehicle Issue 224, David Fletcher, Armored Warfare

David Fletcher. War cars. British Armored Car in the First World War. 1987

http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/greatbritain/ ac_wolseley.htm

https://www.drive2.ru/b/288230376152206038/#post

-11