«Когда Зулейха открывает глаза, нужно успеть закрыть глаза детям или отвернуться. Не для семейного просмотра, конечно, фильм», вот, такие комментарии пушит зрители. «Похабные сцены секса для чего? Совсем не украшают фильм!!! Мне стыдно видеть это с экрана!»
Сериал «Зулейха открывает глаза» вызвал бурю разных отзывов, как позитивных, так и негативных отзывов телезрителей, кто-то его хвалит, а кто-то ругает.
Книга Гузель Яхиной все же была историей о сильной женщине, стоически преодолевающей жизненные обстоятельства. В сериале дело обстоит совершенно иначе. Но я не хочу углубляться в тему, чем сериал отличается от книги, такие отличия есть конечно, но сейчас не об этом.
Сцены секса стали одной из болезненных тем для зрителей. Да, действительно детям может и не надо это видеть, но это часть жизни, очень показательная часть жизни, и как слова из песни не выкинешь, так и эти сцены.
Зулейха открывает глаза - это первые строчки, так начинается книга. Молоденькая девочка из бедной татарской семьи думает как ей повезло, попала в семью зажиточного крестьянина. Потом становится жалко ее: приходится угождать мужу, от которого ласкового слова не дождешься. И сцена секса здесь как нельзя лучше показывает, какой на самом деле был секс и отношение мужа к ней.
Многие расценили его как насилие. В то время, женщин крайне редко спрашивали о том, чего они хотят, и еще меньше их спрашивали о том, как они чувствуют себя внутри брака, особенно, что чувствуют во время секса, хотят ли им заниматься? Болит ли у них голова? :)
Вплоть до 20 века считалось, что женщины ничего и не чувствуют, они всегда готовы, в отличии от мужчин. Более того, страсть считалась для брака пагубной: она мешала холодно и трезво решать хозяйственные и экономические вопросы.
Еще совсем недавно, в браке не предполагалось любви, во всяком случае той любви, которую мы представляем себе сегодня — романтической и страстной. Моя бабушка рассказывала, что всегда была хорошей женой, скромной, с мужем ложилась спать в ночной рубашке. Я помню, даже ей сказала, как тогда мама получилась, не понятно?
Считается, что человечество прошло путь от промискуитета и проживания группами к связям, которые исключали кровное родство, к патриархальной семье. Последняя появилась, прежде всего, в связи с необходимостью передать нажитое добро, материальные ценности именно своему кровному наследнику.
Женщины были очень ограничены в правах: по сути, они были чем-то вроде имущества, которое должно было неповрежденным перейти от отца к мужу. Женщина не имела права на образование, работу, отдельное проживание, порой, даже права выходить одной на улицу и права иметь собственное имущество.
Муж бьет Зулейху. Это тоже считалось "нормой", а как еще "учить" женщин уму-разуму и послушанию. Вспомните пословицы: Бьет - значит любит. Многие и сейчас так считают, поэтому в нашей стране еще не принят закон о домашнем насилии....
Свекровь точит сына, зачем женился, всячески унижает ее, все время не довольна и только успевай ей угождай. Сама прошедшая путь унижений от свекрови, отыгрывается теперь на невестке. Зулейха панически ее боится и называет Упыриха. Тогда нельзя было развестись или уйти к родителям, так как мы это можем сделать сегодня. Это было бы позором для ее родительской семьи и для нее. Так же она не могла пожаловаться не на свекровь, не на то, что муж бьет ее, потому что "не выносят сор из избы".
Совсем недавно, в конце 19 века, феминистки начали бороться за права женщин, спасибо им! Вместе с эмансипацией пришли: право на труд, образование, собственную зарплату, выбор партнера по душе.
Но в 30 годы, до далекой деревни в Казани, религиозных людей с патриархальным укладом жизни такие "новшества" еще не дошли. И поэтому секс между очень раскрепощенной революционеркой Настасьей и комиссаром Игнатовым выглядит слишком развратным. Это как другая крайность отношений. Настасья курит самокрутку, пьет, скачет на лошади, носит брюки. Что само по себе уже является просто попранием норм морали.
В отличии от книги, в фильме Настасья увязалась за Игнатовым в Сибирь и там в поезде продолжают показывать такие сцены. Для чего? В чем был замысел режиссера (пытаюсь угадать:)). Возможно, чтобы на контрасте показать насколько разные представления у людей практически во всем, усилить эффект. Два противоположных лагеря. Две противоположные точки зрения.
Тогда уже могли показать секс между между интеллигентной учительницей французского Изабеллой и ее мужем преподавателем истории, у них трогательно преданные отношения. Слава богу, еще не показали, а могли! :) Для третьей стороны.
А что думаете Вы?