Лучшим развлечением в нашем маленьком военном городке был поход на просмотр фильма в Дом Культуры Советской Армии. У нашего класса даже был "свой" восьмой ряд, на который мы дружно покупали билеты, усаживались рядышком, чтобы у некоторых была возможность сразу обсудить увиденное, галдя и мешая остальным, а у иных посидеть около предмета своих мечтаний и тихонечко, в темноте зрительного зала, подержаться за руки... Именно там, в зале, где стены были обиты ячейками от яиц для лучшей шумоизоляции, я увлеклась и полюбила кино на всю жизнь.
Сколько фильмов там было просмотрено! Но больше всего в памяти остались два, которые современным сленгом стоило бы назвать блокбастерами.
Современный кинематограф выпускает их один за другим, зрители к этому привыкли и воспринимают это уже как само собой разумеющееся.
Из Википедии:
Блокба́стер ( blockbuster, от block — квартал и bust — разрушать, букв. «разрушитель квартала») — очень популярный и коммерчески успешный продукт кино- и театральной индустрии. С середины 1970-х годов термин стал обозначать жанр высокобюджетных фильмов для массового зрителя, чаще голливудских, с участием известных актёров, с предполагаемым высоким (сотни миллионов долларов США) доходом в прокате. Применительно к фильмам синонимом слова блокбастер в русском языке является слово «супербоевик».
Во времена моего детства такие фильмы были, в основном, иностранного производства, но и их было мало, поэтому 1980 год стал для нас каким-то прорывом. Удивительно, с разницей в два месяца в этом году были выпущены главные блокбастеры не только моего детства, но и самые кассовые и зрелищные фильмы за всю историю советского кинематографа. К нам в городок они попали позже, чем на экраны обычных кинотеатров.
"Экипаж" премьера 12 мая 1980 г. режиссёр Александр Митта, оператор Валерий Шувалов, композитор Альфред Шнитке. В главных ролях Георгий Жжёнов, Анатолий Васильев, Леонид Филатов, Александра Яковлева, Ирина Акулова и другие.
Я очень хорошо помню свои первые впечатления от этого фильма. Восторг, восхищение героями и удивление от того, что впервые увидела фильм-катастрофу на большом экране! То, что первая серия была "мирной" и рассказывала нам об обычной жизни экипажа добавило зрелищности и эмоциональности второй, "катастрофической", части. Сейчас не могу вспомнить, а как мы, четырнадцатилетние подростки, попали на этот фильм? Ведь явно было ограничение "Дети до 16 лет" из-за знаменитой эротической сцены с участием Леонида Филатова и Александры Яковлевой... Обмануть билетёрш не было никакой возможности, ибо нас знали, как облупленных, вплоть до имён, возраста и военных званий наших отцов...
"Экипаж" стал первым советским фильмом-катастрофой. Впечатляла работа оператора, настолько достоверно и качественно удалось показать природный катаклизм и как люди пытались от него спастись. Взлёт самолёта, когда лава почти настигла его - это были невероятно эффектные кадры! Только мы дружно, всем своим восьмым рядом, выдохнули, как пришлось заново переживать за героев, теперь им предстояло устранить серьезную поломку самолета уже в воздухе. Мне кажется, это и есть главный секрет фильма, зритель переживает за героев фильма, которые пытаются справиться с ситуацией, забыты все бытовые проблемы из первой части, сейчас в их руках жизни пассажиров, да и свои тоже. Такие разные персонажи становятся единым и сплочённым экипажем во второй части фильма. Только сейчас, при подготовке публикации узнала, что композитором фильма был Альфред Шнитке. Великолепная, трогающая за какие-то невидимые струны души, музыка!
Спустя три года Александр Митта снял свой следующий фильм "Сказка странствий", где композитором опять выступил Альфред Шнитке, мелодия "Полёт" из него, как мне кажется, одна из самых пронзительных и красивых в нашем кино...
Не успели мы восхититься и обсудить "Экипаж", как на афишах ДК появился новый фильм, о котором уже говорила вся страна и это были знаменитые "Пираты ХХ века", премьера состоялась 14 июля 1980 года, режиссёр Борис Дуров, оператор Александр Рыбин, композитор Евгений Геворгян, в главных ролях Пётр Вельяминов, Николай Ерёменко младший, Талгат Нигматулин, Дилором Камбарова и другие. Фильм стал самым кассовым за всю историю нашего кинематографа, собрав у экранов 87,6 млн зрителей. Помню, как с утра мы высылали дозорных к маленькому окошку кассы и караулили, когда же откроют продажу на сеансы, ибо попасть нужно было обязательно на вечерний и успеть сделать это за те два дня, что фильм у нас демонстрировался. Тогда я впервые увидела такую очередь в нашу кассу - от окошечка и до самых ступенек, уже на улице...
Вожделенные билеты были добыты, восьмой ряд занят, свет погашен и мы увидели фильм, который вызвал такие же сильные эмоции, как и предыдущий "Экипаж". Но если в первом мы целую серию готовились и катастрофу нам приберегли к середине картины, то в "Пиратах" почти сразу начался настоящий боевик, да ещё и с приёмами карате, которое было запрещено тогда в СССР. Просто дух захватывало от увиденного на экране! Пираты, драки, захват судна, стрельба из автоматов по людям, взрывы, подводные драки и много невероятных приключений. Больше всего тогда запомнились два героя антагониста, "наш", в исполнении Николая Ерёменко младшего и "злобный враг" , Талгат Нигматулин. При всех положительных достоинствах первого, больше внимания у меня заслужил всё же Салех.
Необычный, пластичный, с цепким, злым взглядом и ещё демонстрирующий неведомую борьбу с экзотическим криком "Кияяя!". После этого фильма я пристально следила за его актёрской судьбой, видела как использовали его амплуа дерущегося и спортивного актёра, а он всю свою короткую жизнь пытался уйти от него, ибо его актёрский потенциал был много шире. Мне очень жаль, что не раскрылся его сильный драматический талант.
Борис Дуров, снял через три года ещё один суперкассовый фильм, что тоже явилось для меня сейчас удивительным открытием - главная мелодрама позднего СССР "Не могу сказать прощай" снята режиссёром "Пиратов"...
Через несколько лет, уже учась в институте в Москве, я могла смотреть кино в день премьеры и в больших кинотеатрах, появились фильмы подражатели, типа "Тайны мадам Вонг", которые ничем не дотягивали до оригинала, потом шлюзы вовсе открылись и на наши экраны хлынул поток голливудских фильмов, обладающих зрелищностью, красочностью, динамичными сюжетами, супергероями, но почему-то этим героям уже так не сопереживалось. . . На волне ностальгии посмотрела на большом экране новый "Экипаж" 2016 года с Данилой Козловским и Владимиром Машковым в главных ролях. Получился неплохой фильм, но для меня зрелище в нём перевесило драматическую составляющую и он не оставил большой след в сердце.
А может это потому, что посмотрела я его не в восьмом ряду в маленьком зале рядом с моими мальчишками и девчонками?