Объявленный в стране в связи с пандемией коронавируса карантин надолго вынудил оказаться детей и их родителей в замкнутом пространстве. При обычных обстоятельствах такое воссоединение было бы благом. Но причины, заставляющие сейчас всех оставаться дома, а также неопределенность, неуверенность в завтрашнем дне и банальный страх за здоровье близких, способны внести сумятицу и разлад даже в самые крепкие семьи с размеренным укладом жизни. Что может помочь взрослым и детям, благодаря чему можно быстрее адаптироваться к непривычным условиям быта − обо всем этом журналист портала побеседовал с экспертами Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ).
Дети какого возраста в наибольшей степени подвержены стрессу?
Олеся Вихристюк, проректор по воспитательной и социальной работе МГППУ, руководитель Центра экстренной психологической помощи: Все дети восприимчивы к изменениям – и младшие, и старшие в состоянии стресса могут испытывать раздражительность и гнев. Всем, в том числе и родителям, требуется некоторое время на адаптацию к режиму самоизоляции, и это нормально.
Простые стратегии для сохранения мира в семье:
- Будьте честными с детьми, но и не нагнетайте панику.
- Дозируйте просмотры новостей в СМИ, не держите постоянно включенными новостные каналы.
- Объясните простые правила безопасности (самоизоляция, гигиена рук, ношение маски) и настаивайте на их соблюдении.
- Соблюдайте режим дня.
- Вместе с детьми выстраивайте планы на ближайшие 2-3 дня, неделю, продумайте, как разнообразить каждый день.
- Договоритесь, что у каждого члена семьи есть свое пространство в доме и определенный промежуток времени, когда он имеет право побыть в одиночестве.
Главная идея: пребывание дома – не наказание, а возможность научиться чему-то новому. Любые виды творчества, продуктивной деятельности и для взрослых, и для детей – один из эффективнейших способов сохранять самообладание в непростых ситуациях.
Кроме того, не стоит стесняться просить о помощи и принимать ее. Сейчас работает много горячих линий, телефонов доверия, позвонив на которые дети, родители, педагоги могут получить бесплатную консультацию специалиста-психолога. Обратиться можно, к примеру, на Общероссийский телефон доверия: 8-800-2000-122.
Что делать, если ребенок игнорирует внимание и заботу родителей и замыкается в себе?
Анна Ермолаева, руководитель сектора дистанционного консультирования «Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи МГППУ: Отсутствие контакта с ребенком, его нежелание разговаривать, обсуждать что-либо – серьезный сигнал для родителей. Причины могут быть связаны с ситуацией извне (допустим, ссора с друзьями, влюбленность при невозможности общения) или крыться внутри семьи (например, у ребенка никогда не было теплых отношений с отцом, а сейчас они проводят целые дни вместе). Как бы там ни было, в первую очередь нужно попытаться разобраться в ситуации, причем, не обвиняя ребенка в закрытости, а реализуя «шпионский план», шаг за шагом устанавливая доверие. Действовать, если контакт нарушен, нужно очень деликатно, проявляя выдержку и мудрость. Стоит придерживаться следующего:
- Не уделяйте ребенку весь день, но периодически привлекайте его к совместной деятельности, к бытовым делам.
- Сделайте так, чтобы ребенок понимал: то, что он делает, очень важно и нужно всем членам семьи. Это не только будет способствовать сближению между вами, но и поможет ему поднять самооценку.
- Сократите дистанцию на физическом уровне: чаще обнимайте ребенка, целуйте. К примеру, при совместном просмотре фильма устраивайтесь уютно рядышком.
- Введите ритуал − полежать перед сном или утром после пробуждения вместе. Можно ни о чем не разговаривать, главное, давайте почувствовать сыну или дочери, что вы их очень любите, что они не одиноки.
Ребенок, который ощущает поддержку, сам начинает говорить о том, что его тревожит. Если он не торопится, но вы видите, что сближение происходит, можно инициировать разговор: «Мне кажется, тебя что-то беспокоит, ты хотел бы рассказать об этом?» И если ребенок отвечает отрицательно, отнеситесь к этому с пониманием, − его ответ значит, что он не готов открыться, нужно еще подождать.
Могут ли педагоги как-то помочь родителям своих учеников?
Олеся Вихристюк: Опасность изоляции для многих людей заключается в неопределенности ситуации и монотонности ежедневного пребывания дома. Добавим сюда сложности с введением дистанционных форм обучения, тревогу родителей по поводу экзаменов, оценок и качества получаемых знаний на дистанционном обучении, – все это не способствует спокойствию.
Учителям можно рекомендовать максимально четко, кратко в простых формах информировать родителей и учеников о ближайших учебных планах, помогать детям планировать расписание выполнения заданий, подсказывать полезные идеи для досуга. Например, учитель может дать школьникам интересное творческое задание, выходящее за рамки программы, тем самым заняв их свободное время.
Важно поддерживать неформальный контакт с детьми, следить за их эмоциональным и психологическим состоянием.
Какие правила информационной гигиены следует соблюдать в период самоизоляции и карантина?
Юрий Зарецкий, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии факультета консультативной и клинической психологии МГППУ:
Рекомендую выбрать определенное время «для беспокойства» – смотреть выпуски новостей, скажем, дважды в день и больше к ним не возвращаться. Что касается источников, у всех свои предпочтения, но лучше, если это будут официальные СМИ, причем, одно-два, не больше. Не ориентируйтесь на те из них, которые подают новости с надрывом – это заряжает негативом и тревогой. К слову, мне, например, нравится сайт, разработанный университетом Джона Хопкинса, где просто публикуются статистические данные.
Какую литературу, способную помочь справиться со стрессом, можете посоветовать?
Олеся Вихристюк: Некоторые техники саморегуляции эмоционального состояния, советы по преодолению трудных жизненных ситуаций можно найти в практическом пособии для родителей «Ответы психолога на вопросы родителей о проблемах подростков».
Большой популярностью у родителей пользуются книги детского психолога Юлии Гиппенрейтер, например, «Общаться с ребенком. Как?»
Юрий Зарецкий: Роберт Лихи, доктор психологии, профессор Йельского университета (США), опубликовал рекомендации, как успокоится в разгар пандемии.
Также могу посоветовать его книги «Свобода от тревоги» и «Лекарство от нервов».
Если вам или вашим близким требуется помощь специалистов-психологов, вы можете получить консультацию по Общероссийскому телефону доверия для детей, подростков и их родителей по номеру: 8-800-2000-122 (звонок бесплатный). Подробная информация – на сайте telefon-doveria.ru.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.