В 1889 году одиннадцатилетний мальчик - Сосо Джугашвилли был принят в Горийское духовное училище. В июле 1894 года по окончании училища Иосиф был отмечен как лучший ученик. В Свидетельстве, которое было выдано ему, отмечено: «Воспитанник Горийского духовного училища Джугашвили Иосиф при отличном поведении (5) показал успехи: по Священной истории Ветхого Завета (5) отлично; — Священной истории Нового Завета (5) отлично; — Православному катехизису (5) отлично; — Изъяснению богослужения с церковным уставом (5) отлично; — Языкам: русскому с церковнославянским (5) отлично, греческому (4) очень хорошо, грузинскому (5) отлично; — Арифметике (4) очень хорошо; — Географии (5) отлично; — Чистописанию (5) отлично; — Церковному пению: русскому (5) отлично, и грузинскому (5) отлично».
По окончании училища Иосиф был рекомендован для поступления в духовную семинарию и в сентябре 1894 года, блестяще сдав приёмные экзамены, он был зачислен в православную Тифлисскую духовную семинарию. Но, не пройдя полный курс, на пятом году обучения, перед экзаменами 29 мая 1899 года, юноша был исключён из семинарии с мотивировкой «за неявку на экзамены по неизвестной причине». В свидетельстве, выданном ему по исключении, значилось, что он может служить учителем начальных народных училищ.
Официальная версия утверждает, что к тому времени будущий Сталин уже увлёкся революционной деятельностью, и сан священника его не привлекал. Скорее всего, так оно и было. Но, тем не менее, заметим, что будущий «вождь всех народов» был «очень близко» знаком со всеми нюансами христианского вероисповедания. Тогда никто и предположить не мог, что это знакомство продолжится в 1943 году. Но это уже произошло совсем при других обстоятельствах, которым ещё только предстояло созреть и сложиться. До великой отечественной войны было ещё очень далеко, и вопрос об открытии союзниками «второго фронта» не стоял.
А тогда, пока ещё Иосиф Джугашвилли - член Тифлисского и Батумского комитетов РСДРП. Но с 1901 года Коба уже находится на нелегальном положении. Он организовывает забастовки и демонстрации рабочих депо и ремонтных мастерских. Но этим дело не ограничивается. Верный идеалам марксизма он так же устраивает вооруженные разбойные нападения на банки, передавая похищенные или, согласно терминологии большевиков, экспроприированные у экспроприаторов деньги на нужды революции.
Но, как писал Владимир Высоцкий, «прошли года, как люди в чёрном списке» и в 1943 году на Тегеранской конференции антигитлеровской коалиции представители «буржуинских» стран – Рузвельт и Черчилль поставили Сталину жёсткое условие для открытия ими «второго фронта». «Вождь всех народов» должен был, ни много ни мало, распустить Коминтерн - Коммунистический, он же Третий интернационал. Если честно, то США и Великобритании было чего опасаться. Третий интернационал, в отличие от двух первых, представлял для них реальную угрозу. Судите сами.
Первый интернационал, который официально назывался Международным товариществом трудящихся, был первой, экспериментальной массовой международной организацией рабочего класса. Его учредили в Лондоне 28 сентября 1864 года. Интернационал, по большей части, занимался теоретической и организационной деятельностью и в 1876 году прекратил своё существование в результате «междусобойного» раскола.
В Товариществе было два основных идеолога: Бакунин и Маркс. Между ними шла непримиримая борьба за умы и за идейное лидерство. Первый интернационал был попыткой воплощения идеи социалистической системы в жизнь, и это их объединяло, но методы её воплощения они предлагали совершенно разные. «Завоевание политической власти, - Маркс считал, - великой обязанностью рабочего класса.» Бакунин предлагал более мягкий вариант. Он был сторонником социального анархизма, который мог бы обеспечить улучшение условий труда и жизни рабочих без установления тоталитарного правления.
К 100-летию Великой французской революции 14 июля 1889 года в Париже начал работу международный социалистический рабочий конгресс. Его инициаторами стали марксистские социал - демократические партии. Рабочий конгресс стал первым конгрессом Второго интернационала. Второй интернационал, он же Социалистический или Рабочий интернационал продолжил традиции Первого интернационала. До начала 1900-х годов в Интернационале преобладала революционная точка зрения. На конгрессах принимались решения о невозможности союза с буржуазией, недопустимости вхождения в буржуазные правительства, протесты против милитаризма и войны.
Но уже на 4-м конгрессе в 1896 году, наряду с осуждёнием колониализма, был закреплён разрыв между марксистами и анархистами, которые и без того уже 3 года не участвовали в деятельности Рабочего интернационала. Ещё одна линия раскола обнаружилась в 1900 году на 5-ом конгрессе. Она пролегла между ортодоксальными марксистами и сторонниками ревизии учения Маркса. В результате разъедающих организацию противоречий она не только ослабла сама, но и её революционный пыл сильно поостыл. 6-й конгресс 1904 года признал, что «Крайним средством» борьбы рабочих» является уже «не вооружённая борьба», а только «всеобщая стачка». Русская революция 1905—1907 годов ещё больше обострила размежевание в рядах Второго интернационала. Его центр, правое и левое «крылья» являлись фактически отдельными, полностью «самостийными» течениями.
На 7-ом конгрессе 1907 года большевикам во главе с Лениным удалось добиться внесения существенной поправки в итоговую резолюция. Согласно неё, кроме призывов голосовать против военных кредитов, создания народной милиции вместо призывной армии и ведения антимилитаристской пропаганды, в случае войны социалисты обязывались использовать вызванный ею кризис для ускорения крушения капиталистического господства. Но, несмотря на такую резолюцию Интернационала, с началом Первой мировой войны в 1914 году большая часть партий и профсоюзов отказалась от классовой борьбы и встала на точку зрения классового мира и защиты отечества. Это означало политический крах предвоенных установок интернационала на пролетарский интернационализм, международную солидарность трудящихся и всеобщую забастовку в ответ на войну.
Входившие в Социалистический интернационал радикальные революционные и центристские элементы, стоявшие на интернационалистических позициях, провели в 1915 году собственную конференцию, положив начало новому объединению, на основе которого позже возник Третий, Коммунистический интернационал, сокращённо Коминтерн.
Отдавая дань истории, надо сказать, что были и 4-й и 5-й интернационалы, восстанавливался 2-й интернационал, создавался даже двухсполовинчатый интернационал, но на Конференции в Тегеране речь шла именно о Третьем, Коммунистическом интернационале, который отличался от всех остальных, как небо от земли, поскольку представлял реальную силу, способную сломать хребты многим буржуазным правительствам.
Скорее всего, про православие Сталин никогда не забывал. А в тяжёлое для СССР время Христианская религия, имеющая всемирное распространение, могла открыть для истекающей кровью страны «воинствующего атеизма» огромные перспективы. Вот тут-то и понадобились выжившие после гонений и репрессий со стороны «большевиков» церковнослужители. Они ещё могли сослужить о- о-очень даже большую службу.
5 июня 1943 года Сталин подписал секретное постановление Государственного комитета обороны «Об утверждении мероприятий по улучшению зарубежной работы разведывательных органов СССР», в котором религиозные организации впервые были отнесены к объектам, представляющим интерес для органов внешней разведки СССР. А кроме того они могли сыграть решающую роль в деле дальнейшего распространения коммунистических идей по всему миру. Миллиарды верующих в разных странах ходили в церкви и храмы. Ходили, молились, ставили свечки, слушали проповеди и верили каждому слову, так называемых, священников.
В голове каждого человека время от времени возникают какие-нибудь предположения и домыслы, нередко перерастающие в глубокие убеждения или в совершенно необъяснимые предрассудки. Одни их называют предчувствием или интуицией, другие божественным откровением, третьи – высшим знанием. Но, в любом случае, у них есть одно сходство – они не имеют всеобщего распространения. У каждого в голове «свои тараканы».
Но история знает случаи, когда они «расползаются» достаточно далеко и обосновываются в «тёплых местах», не интересуясь мнением законных хозяев. Но этот процесс идёт не просто так. Многие знают, а остальные согласятся с тем, что «Если звёзды зажигают, значит это кому-то надо». Так почему же распространяются по умам людей предположения и домыслы, зачастую самые невероятные? Кому и для чего это нужно? Разобраться в этом очень важно для того, что бы самим понять можем ли мы сделать свою жизнь лучше или право распоряжаться нашей судьбой принадлежит другим?
Но думать об этом мы не хотим – нас вполне устраивает, что всё «катится» само-по себе. Однако, когда «волшебный клубочек» приводит нас не туда куда надо, мы начинаем искать виноватых. Чаще всего среди них супруги, дети, начальники и власти. В резерве находятся продавцы, таксисты, простые прохожие и даже престарелые, а то и уже умершие родители.
Ну, ладно предположим, что виновник «найден». А что дальше? Ведь ровным счетом ничего не изменилось. Всё осталось как есть. А причины случившегося благополучно «утонули» в прошлом. Причём безвозвратно. Вот и приходится нам сегодня изучать и анализировать прошлое, чтобы делать выводы на будущее и не создавать условий для новых разочарований. Ну так что там было в этом «тёмном прошлом»? И на что нам рассчитывать в «светлом будущем»?
В ночь с 4 на 5 сентября 1943 года произошла тайная встреча Сталина с Патриаршим местоблюстителем Сергием и митрополитами: Ленинградским Алексием и Киевским Николаем. Удивительное дело, но Сталин от лица Советской власти заявил, «что церковь может рассчитывать на всестороннюю поддержку Правительства во всех вопросах, связанных с её организационным укреплением и развитием внутри СССР».
Не иначе как Господь Бог услышал молитвы десятков миллионов верующих, проживающих в Советском союзе. В ходе беседы было принято решение об избрании Патриарха, открытии духовных учебных заведений, согласовано решение о создании органа для взаимодействия РПЦ с правительством. Им стал Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров.
Сталин даже предложил отдать будущему патриарху особняк немецкого посла и предоставить ему государственное содержание, а также автомобиль. Просто фантастика да и только. Но вот просьбу церковных иерархов об освобождении 26 арестованных архиереев выполнить, как оказалось, невозможно. К тому моменту лишь один из них не был расстрелян. И это уже была печальная реальность. Это был закономерный результат воплощения в жизнь ортодоксальной марксистской идеологии, согласно которой любая религия отвлекает пролетариев от революционной борьбы.
В «Указании ВЦИК и Совнаркома» от 1 мая 1919 года под № 13666/2 за подписями председателя ВЦИК М.И. Калинина и председателя СНК В.И.Ленина, которое было адресовано председателю ВЧК Ф.Э. Дзержинскому, «указывалось» на необходимость «как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады».
Сталин подключился к решению вопросов, связанных с отношением советской власти к Церкви, в 1922 году, когда он в качестве генерального секретаря ЦК РКП (б) безукоризненно проводил ленинско-троцкистский план по разгрому и ограблению Русской Православной Церкви под предлогом помощи голодающим. В 1928 году в одном из интервью центральной партийной прессе Сталин заявил: «Надо пожалеть, что духовенство не было с корнем ликвидировано». И в 1932 году он объявил о начале «безбожной пятилетки». 15 мая 1932 года в СССР началась кампания, целью которой официально провозглашалось полное искоренение религии в стране к 1 мая 1937 года. Намечалось закрыть все храмы в СССР и ликвидировать духовенство как класс.
Но со временем отношение Сталина к религии резко изменилось. Изменилось, несмотря на то, что он всегда был последовательным в достижении прагматических целей выживания, сохранения и экспансии коммунистического режима. Либерализация церковной политики благоприятно вписывалась в контекст нового имиджа СССР с его отказом от «мировой революции», роспуском Коминтерна, возвращением многих дореволюционных названий городам и улицам.
Автор канала Юрий Базанов предлагает 1 и 2 части своей книги «Вход в реальность» за 116 рублей каждая. В интернет - магазинах продаётся только 1-я часть по цене 176 рублей. Жду заявки на своей почте yuriy.bazanow@yandex.ru.
Дополнительная информация в публикации Осознание самосознания. Собственного и национального.
Сталин и православие "ныне и присно и во веки веков" - 1
https://zen.yandex.ru/media/id/5e0b829c9c944600ad95e951/stalin-i-pravoslavie-nyne-i-prisno-i-vo-veki-vekov-1-5e9942577e9eda6dc0c46f10
Сталин и православие "ныне и присно и во веки веков" - 2
Сталин и православие "ныне и присно и во веки веков" - 3
Сталин и православие "ныне и присно и во веки веков" - 4