Александра Миронова много лет писала сценарии фильмов и сериалов и только потом взялась за книги. Ее романы похожи на кино – такие же увлекательные, с динамичными сюжетами и неожиданными поворотами. Сегодня у Александры издано 9 книг в авторской серии «Повезет обязательно!» в Эксмо.
Саша, почему после работы сценаристом на ТВ ты захотела написать свой роман?
Работа над сценарием - это всегда коллективное творчество. Над сценаристом, как правило, есть еще редактор, продюсеры, режиссеры, а иногда и актеры, каждый из которых привносит в историю что-то свое. Мне захотелось попробовать свои силы в сольном проекте.
Сценарный опыт помогает писать книги? Ты сразу пишешь их с прицелом на экранизацию?
Помогает однозначно. Я сразу же могу сказать, в чем причина «провисания» сюжета, чего книге не хватает и как все спасти. Я свой самый строгий критик, и опыт работы редактором и сценаристом на ТВ - огромное подспорье в этом. Пишу я без прицела, просто сценарный опыт не дает мне часами описывать листву на улице или богатый внутренний мир героя (то, что практически невозможно экранизировать), я люблю динамику, и поэтому книги получаются динамичными.
В чем для тебя плюсы и минусы писательской и сценарной работы?
Огромный плюс писательской работы - это то, что я могу самовыражаться, сколько захочу. Если я считаю, что героиня должна быть глупой блондинкой двадцати лет, никто не скажет мне: «Пусть это будет умная брюнетка тридцати пяти, которая заинтересует нашу аудиторию». В этом же и минус – в сценариях опытные люди могут помочь, подсказать, перенаправить и внести свое интересное видение, а с книгами ты один на один с читателем. И если облажался, виноват в этом только ты. Из плюсов сценаристики я бы назвала работу с безумно интересными людьми, скорость реализации и мгновенную оценку. Ты написал сценарий и через несколько месяцев (если повезет) видишь своих героев ожившими и знаешь, как оценили историю зрители. С книгами это довольно долгая история, и в оценке основываться можно только на одиночных комментариях, которые не дают полноты картины.
Две твоих книги в авторской серии экранизированы. Расскажи о них.
Книга «И дам вам сердце новое» легла в основу фильма «Человек без сердца» с Антоном Батыревым в главной роли, а «Восставшая из пепла» стала фильмом «Я тебя найду». Обе книги объединяет тема материнской любви. В первой молодая успешная женщина через много лет встречается с сыном, с которым была разлучена, и узнает, что тот умирает. Это переворачивает ее жизнь с ног на голову, заставляет отказаться от всех стремлений и идеалов и отдать все, чтоб спасти жизнь ребенка. А во втором романе «Восставшая из пепла» мать никак не может смириться с гибелью дочери и вопреки всему продолжает ее искать. Если судить по высоким рейтингам и десятимиллионным просмотрам на youtube, тема оказалась очень близка зрителям.
Ты сама писала сценарии для экранизации свои книг? В них есть отличия от романов? Ведь часто экранизации книг очень сильно разнятся с источником.
Сценарии к экранизациям я писала сама. В «Человеке без сердца» финал отличается от книги, это была просьба продюсеров, потому что в книге финал открытый, а в кино нужна завершённость. Опущены некоторые детали, иначе бы не вписались в 4 серии, но, в целом, все довольно близко к тексту.
Как бы ты сама охарактеризовала жанр твоих книг? Остросюжетная мелодрама? Любовный роман?
Все мои романы разные, но объединяет их остросюжетность, динамичность и некое послание автора, которое я пытаюсь заложить в каждый роман. Обычно в них есть и мелодрама, и любовь, и мощная интрига.
В книге «Виринея, ты вернулась?» героиня немножко ведьма – умеет исцелять и предсказывать будущее. А ты сама веришь в мистику?
Перебегать на другую сторону улицы при виде черной кошки или женщины с пустым ведром я не стану, но, как и Гамлет, верю, что «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам».
Героиня твоей книги «Птице Феникс нужна неделя» - популярная писательница, книги которой известны во всем мире, а ее гонорарам можно только позавидовать. А о чем мечтаешь ты как писательница?
О Нобелевской премии или, хотя бы, о тиражах, как у Джоан Роулинг (смеется).
Три героини твоей книги «Я вернусь» летят в Америку по визе невест, и у каждой судьба складывается непросто. Ты сама переехала в Швейцарию. Легко ли тебе далась иммиграция? Не хотелось описать свой опыт в книге?
Иммиграция далась очень непросто, но о собственном опыте я никогда не пишу. Могу лишь сказать, что в «Я вернусь» одна из троих героинь совершенно реальна и в книге описана ее история.
Саша, у тебя cкоро выходит новинка «День, когда пропала Вероника». Расскажи, о чем она?
Это детектив с философским подтекстом. Ежегодно пропадает огромное количество людей, среди них отдельной строкой идут молодые женщины, которые в один ужасный день выходят из дома и просто не возвращаются. Над некоторыми пропажами бьются десятилетиями, но так и не находят разгадку. И я решила пофантазировать, а куда же деваются все эти женщины? И почему они уходят из внешне благополучных семей.
С какой книги ты советуешь начать новым читателям?
Все мои романы отличаются друг от друга. И прочитав сегодня мистический роман, завтра вы вполне можете не найти в новой книге мистики, а столкнуться с любовной драмой. Поэтому знакомство надо начинать, опираясь на собственные предпочтения. Если кому-то интересна мистика, то первой лучше читать «Виринея, ты вернулась?». Любителям любовных романов и жизненных коллизий подойдут «Птице Феникс нужна неделя», «Я вернусь» и «И дам вам сердце новое». Если кто-то предпочитает сказки, то это «Подарки госпожи Метелицы», ну и любителям напряженных сюжетных линий я советую «Я оставлю свет включенным», «Перекресток старого профессора» и «Восставшую из пепла».
Ты сразу начала издаваться в бумаге, минуя электронку. Для тебя важно быть автором бумажных книг?
Для меня это само собой разумеющееся - у писателя должна быть книга. Книга должна быть бумажной. Верю, что в будущем мы от этого уйдем, но пока так.
Что бы ты посоветовала начинающим авторам, которые мечтают издаваться на бумаге?
Пишите, пробуйте, будьте настойчивы. Если долго стучать в закрытые двери, они обязательно откроются.
А что советуешь тем, кто задумался о том, чтобы стать сценаристом? Нужно ли получить образование, пройти курсы? Как новичку попасть на заветное телевидение?
Да, образование нужно. Если человек умеет придумывать истории, то ему хватит курсов или же нескольких хороших тренингов, которые просто направят его в нужное русло. В отличие от художественной литературы, у сценаристики довольно жесткие рамки и правила, которые нужно соблюдать, чтоб кино выстрелило.
Как правило, на курсах или в сценарных школах есть масса людей, через которых можно попасть на телевидение. Они всегда находятся в поисках новых авторов и готовы дать шанс новичкам. Не нужно слушать истории про блат, никакой блат не поможет человеку хорошо писать. А тех, кто это умеет и при этом еще не впадает в творческие кризисы или запои, ценят на вес золота. Я вообще верю, что если очень захотеть, то можно в космос полететь, а не только на телевидение попасть. Так что, как и с книгой, нужно просто искать, стучать и быть настойчивым. Пишите заявки, находите координаты редакторов, отправляйте, вступайте в профильные группы в социальных сетях. Да, пусть из ста заявок выстрелит одна, но она обязательно выстрелит, если задаться целью.