Найти тему
Юрий Тавалотти

Что первично - спрос или предложение?

Бывает и удовлетворенный спрос.
Бывает и удовлетворенный спрос.

Что в торговле всё-таки первично, "СПРОС" или "ПРЕДЛОЖЕНИЕ"? Это как у Шекспира "быть или не быть?" Надеюсь все помнят фразу "спрос рождает предложение".

Попробую определить, что сегодня рулит в торговле. Попробую понять и разобраться, когда спрос рождает предложение и остается ли это верным посылом.

Что такое "Спрос". Спрос (англ. demand) — это зависимость между ценой и количеством товара, который покупатели могут и желают купить по строго определённой цене, в определённый промежуток времени. Есть ещё понятие повышенный спрос (дефицит), низкий спрос (избыток). Недавно появилось ещё и понятие "отложенный спрос", когда есть предложение по товару, и есть желание купить его, но нет возможности. И как говорится в одном фильме - "так выпьем за то, чтобы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями!"

Легкий дефицит, как двигатель предложения.
Легкий дефицит, как двигатель предложения.

Исходя из определения, получается, что спрос можно определить, имея уже какой-то продукт на рынке. И делать соответствующие замеры. То есть рынок делает предложение потребителю новым товаром и определяет на него спрос.

Точка равновесия это застой в предложении.
Точка равновесия это застой в предложении.

Сегодня это особенно видно, когда идет затоварка магазинов всеми видами продовольственной и промышленной группы товаров. Продукты в сетевых магазинах перелёживают свои сроки, и их в лучшем случае отправляют производителю, про худший вариант не пишу. Мне близка мебельная тема и здесь огромная затоварка и предложение явно превышает спрос, что порождает и заставляет бизнес идти на разные маркетинговые уловки, чтобы продать свой товар. Отсюда разные акции, скидки, подарки и другая чешуя, с целью хоть как-то уравновесить спрос и предложение.

Реклама предлагает нам много разных товаров и услуг. А представьте себе, если бы не было рекламы и производитель ориентировался исключительно на запрос потребителя по факту. Представьте себе ситуацию, когда вы приходите в магазин, а там только маргарин лежит. И конечно делаете запрос о поставке сливочного масла, а не спреда. И эта информация поступает уже прямо производителю ,и он точно знает сколько ему нужно произвести данного продукта и куда его отправить. И тогда и продукт всегда будет свежий и потребитель довольный. Кстати в условиях повышенной цифровизации, эта проблема может быть легко решаема. Каждый может составить список необходимых продуктов например питания на неделю и получить их в удобное для себя время. У меня была такая идея с продуктовыми наборами для пенсионеров.

Тояка равновесия, должна быть точкой качания "спроса и предложени"
Тояка равновесия, должна быть точкой качания "спроса и предложени"

Но вернемся к рождению "Спроса" в мебельном бизнесе. Сегодня здесь также превалирует предложение и только в заказной мебели присутствует практически чистый "спрос", когда потребитель приходит со своими хотелками к изготовителю. Давно, когда я работал с заказной мебелью, я видел, как спрос может помочь предложению выйти на рынок. Выглядело это так, заказчик приходит и описывает свою мебельную проблему, и я решаю его проблему под его хотелки, но как маркетолог, я вижу, что это не единичный спрос, а тенденция на целую группу потребителей. Тогда принимается решение о запуске похожего изделия в мелкую серию с учетом уже технологических и производственных нюансов. Но как правило сегодня, серийщики оторваны от запросов индивидуальных клиентов и смотрят пока на запад, как там что-то придумают. Но там совсем другой менталитет и часто эти предложения успешные там, не работают у нас.

без комментариев.
без комментариев.

Итак, на сегодня верховодит "предложение", идет активное навязывание товаров и услуг, и на это тратятся огромные средства, которые как вы понимаете закладываются всеми в стоимость. Думаю, что в ближайшем будущем спрос будет немного превышать предложение, отчего на рынке будут комфортно чувствовать и изготовитель и потребитель. И производитель быстрее будет реагировать на запросы рынка.

Давно я делал УТП "Индивидуальность по цене серийки" , придёт время и будет всё и всем в достатке и по доступной стоимости.